В зависимости от варианта, автомобили Opel Vectra/Calibra могут иметь катализатор; при этом двигатель должен работать только на неэтилированном бензине. Автомобили с регулируемым катализатором оснащаются, кроме того, системой регулирования смесеобразования. Основой такой системы может быть либо карбюратор, либо система впрыска топлива, регулирующие соотношение «воздух/топливо» в зависимости от режима работы двигателя и содержания кислорода в отработавших газах. Обычный карбюратор (например, 2ЕЗ) не дает такой возможности, так как не имеет соответствующего блока управления. Используют либо карбюратор с электронным управлением, либо систему впрыска топлива, оснащенную компьютером.
Компьютер принимает сигналы от лямбда-зонда, который установлен на приемной трубе или выпускном коллекторе двигателя и постоянно обдувается потоком отработавших газов. Лямбда-зонд выдает напряжение, величина которого пропорциональна остаточному содержанию кислорода в отработавших газах, а компьютер в соответствии с этой величиной осуществляет регулировку соотношения «воздух/топливо» в горючей смеси. Это необходимо по двум причинам: во-первых, постоянно меняется режим работы двигателя (холостой ход, «полный газ» и т.д.); во-вторых, дожигание, происходящее в катализаторе, возможно лишь при определенном количестве топлива в отработавших газах.
Дожигание, происходящее в катализаторе при температурах от 300°С до 800°С, требует большего, чем при обычном сгорании, содержания топлива в горючей смеси. Поэтому в автомобилях с катализатором расход топлива увеличивается приблизительно на 5%.
Катализатор устанавливается вместо дополнительного глушителя. Он представляет собой монолитную конструкцию сотового типа, покрытую платиной и родием. Для крепления чувствительного к ударам керамического корпуса катализатора используют эластичную и термостойкую проволочную сетку.
В автомобилях Opel Vectra/Calibra используется трехкомпонентный катализатор. Это означает, что он управляет одновременно тремя химическими реакциями: окислением оксида углерода (СО) и углеводородов (НС), а также восстановлением оксидов азота (NOx).
На турбодизельных двигателях объемом 1,7 л также устанавливается катализатор. В данном случае это нерегулируемый окислительный катализатор, который нейтрализует оксид углерода (СО) и углеводороды (НС), превращая их в углекислый газ (СО2) и воду (Н2О).
Катализатор и рециркуляция отработавших газов
Содержание
В двигателях C16NZ и C18NZ содержание оксидов азота в отработавших газах снижается еще до катализатора с помощью системы рециркуляции. Эта система работает следующим образом. Установленный на впускном коллекторе двигателя клапан отбора отработавших газов отводит часть газов в цилиндры. Температура сгорания при этом уменьшается, а значит, уменьшается и содержание оксидов азота в отработавших газах. Система рециркуляции отключается при температурах ниже +20°С термовключателем, который установлен в вакуумном трубопроводе. Система не требует ухода.
Правила пользования катализатором
Во избежание отказов в работе лямбда-зонда и катализатора необходимо выполнять следующие требования.
Бензиновые двигатели
- Использовать только неэтилированный бензин.
- При оборудовании автомобиля катализатором перед тем, как его устанавливать, не менее двух раз заполнить бак неэтилированным бензином и выработать его при езде.
- Не запускать двигатель путем толкания или буксировки. Несгоревшее топливо в момент зажигания может вызвать перегрев катализатора и выход его из стоя.
- Избегать многократных запусков холодного двигателя. Несгоревшее топливо накапливается в катализаторе и при прогреве двигателя сгорает взрывообразно, вызывая повреждение катализатора.
- При трудностях с запуском двигателя не держать стартер включенным длительное время. Выяснить причину отказа и устранить.
- Не применять хромо-никелевые свечи зажигания, использовать только свечи с медными электродами.
- При отказе системы зажигания до выяснения причины снять реле управления впрыском топлива или реле топливного насоса.
- Не проверять искру с отключенными свечами.
- Не производить проверку работы двигателя путем отсоединения высоковольтного провода от одного из цилиндров.
- При перебоях в работе зажигания снизить число оборотов и устранить неисправность.
- При заливе моторного масла ни в коем случае не превышать метку максимального уровня: избыток масла в результате неполного сгорания попадет в катализатор и может повредить или полностью вывести его из строя.
Бензиновые и дизельные двигатели
- Не оставлять автомобиль на высохшей листве и в траве. Катализатор имеет очень высокую температуру, что может привести к возгоранию.
- При заливе моторного масла ни в коем случае не превышать метку максимального уровня: избыток масла в результате неполного сгорания попадет в катализатор и может повредить или полностью вывести его из строя.