Дефектовка двигателя ВАЗ-2115

После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали.

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 1

2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим куском проволоки.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 2

3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками на поршне.

Номинальный зазор, мм:

  • верхнее компрессионное кольцо 1…..0,04–0,075
  • нижнее компрессионное кольцо 2…..0,03–0,065
  • маслосъемное кольцо 3…..0,02–0,055

Предельно допустимый зазор для всех колец – 0,15 мм.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 3

4. Наиболее точно зазоры можно определить промером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности…

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 4

5. …затем с помощью набора щупов измерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените поршень с кольцами.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 5

6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр (в котором оно работало), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в нем ровно, без перекосов…

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 6

7. …и щупом измерьте зазор в замке кольца. Номинальный зазор должен быть 0,25–0,45 мм, предельно допустимый (в результате износа) – 1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените кольцо.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 7

4.15. Места измерения цилиндра

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 8

8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 9

9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025–0,045 мм, предельно допустимый – 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 10

10. Затем измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (рис.Места измерения цилиндра) (вдоль В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для этого необходим специальный прибор — нутромер.

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.

12. Для удобства подбора поршней к цилиндрам поршни и цилиндры в зависимости от диаметров делят на пять классов: A, B, C, D, E (табл. Номинальные размеры цилиндров и поршней).

В запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный — увеличенный на 0,4 мм, второй — на 0,8 мм.

По массе поршни разбиты на три группы: нормальная, увеличенная на 5 г и уменьшенная на 5 г. На двигатель необходимо устанавливать поршни одной группы.

Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного размера выбито число «40», второго – «80».

Номинальные размеры цилиндров и поршней

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 11

13. На блоке цилиндров группа цилиндров выбита на нижней плоскости блока (привалочная поверхность под масляный картер) напротив каждого цилиндра.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 12

14. На днище поршня выбиты следующие данные:

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 13

  • 1 – класс поршня по отверстию под палец;
  • 2 – класс поршня по диаметру;
  • 3 – стрелка, показывающая направление установки поршня;
  • 4 – ремонтный размер (1-й ремонтный — треугольник, 2-й ремонтный — квадрат);
  • 5 – группа по массе (нормальная – «Г», увеличенная на 5 г – «+», уменьшенная на 5 г – «–»).

15. Пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу (табл. Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов). Поршневые пальцы разбиты по диаметру на три класса (1, 2, 3-й) через 0,004 мм. Маркировка класса пальца нанесена на его торец краской. Класс поршня по пальцу выбит на днище поршня, класс шатуна по пальцу — на крышке шатуна.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 14

Классы поршневых пальцев, поршней и шатунов

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 15

16. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 16

17. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 17

18. Замените погнутые шатуны. Замените шатун, если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 18

Предупреждение! Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

19. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны в сборе с крышками по массе верхней и нижней головок разделены на классы (табл. Класс шатуна по массе верхней и нижней головок).

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 19

Класс шатуна по массе верхней и нижней головок

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 20

20. В двигатель надо устанавливать шатуны одного класса. Маркировка шатуна нанесена на его крышку: 1 – класс шатуна по массе (буква или краска); 2 – класс шатуна по пальцу.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 21

21. Если на поверхностях, по которым работают сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо заменить.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 22

22. Промерьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 23

Номинальные диаметры шеек коленчатого вала, мм:

  • коренных…..50,799–50,819
  • шатунных…..47,830–47,850

Если износ шеек и овальность шеек превышают 0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.

Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:

  • 1-й – 0,25 мм;
  • 2-й – 0,5 мм;
  • 3-й – 0,75 мм;
  • 4-й – 1,00 мм.

23. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. После отполируйте шейки и притупите абразивным конусом острые кромки фасок масляных каналов 2. Промойте коленчатый вал и продуйте сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек после шлифовки не должны превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек установите вкладыши ремонтных размеров.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 24

24. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец появились задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах запрещается проводить любые подгоночные работы.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 25

25. Измерьте осевой зазор коленчатого вала. Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров и затяните болты крепления крышек коренных подшипников.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 26

26. Установите индикатор так, чтобы его ножка упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора и установите стрелку индикатора на ноль. Сдвиньте вал в обратную сторону. Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого вала равен 0,06–0,26 мм, предельно допустимый – 0,35 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца. В запчасти поставляют упорные полукольца двух размеров: номинального – 2,31–2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) – 2,437–2,487 мм.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 27

27. Осмотрите шатунные и коренные вкладыши. Если на них есть трещины, задиры, выкрашивание, замените вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 28

Номинальная толщина вкладышей, мм:

  • коренных…..1,824–1,831
  • шатунных…..1,723–1,730

Вкладыши поставляют в запасные части четырех ремонтных размеров увеличенной толщины:

  • 1-й — на 0,25 мм;
  • 2-й — на 0,5 мм;
  • 3-й — на 0,75 мм;
  • 4-й — на 1,00 мм.

28. Проверьте зазоры между вкладышами коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметры шеек и коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 29

Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала для коренных подшипников:

  • номинальный – 0,026–0,073 мм, предельно допустимый – 0,15 мм.

Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала для шатунных подшипников:

  • номинальный – 0,02–0,07 мм, предельно допустимый – 0,1 мм.

Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо прошлифовать под следующий ремонтный размер.

В специализированной мастерской можно замерить биение шеек коленчатого вала. Биение должно составлять:

  • коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного насоса — не более 0,03 мм;
  • посадочная поверхность под маховик — не более 0,04 мм;
  • посадочная поверхность под шкивы и сальники — не более 0,05 мм.

29. Тщательно прочистите и промойте масляные каналы коленчатого вала.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 30

30. При выполнении работы не рекомендуется выпрессовывать заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную мастерскую.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 31

31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками коренных подшипников.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 32

32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его надо заменить.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 33

33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть царапины, задиры, раковины, расточите цилиндры под ремонтный размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской) или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более 0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 34

34. Очистите нагар в верхней части цилиндров. Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диаметры.

ВАЗ-2115 Дефектовка двигателя, фото 35

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле