Пользование электрическими схемами
Содержание
В легковом автомобиле проложено до 1000 метров электропроводки для обеспечения электроэнергией всех потребителей (фары, радиоприемник и т.д.).
Электрические схемы необходимы при отыскании неисправностей в электрооборудовании и при установке дополнительного оборудования; по схемам прослеживается прохождение сигналов и прокладка кабелей. Соответствующий токовый контур должен быть обязательно замкнут, иначе по этой цепи не будет протекать электрический ток. Например недостаточно подать на фары только плюс напряжения, на подключив их одновременно к массе.
Поэтому провод массы от аккумулятора соединяется с кузовом. Однако этого соединения с массой часто бывает недостаточно, и соответствующий потребитель соединяется с массой на прямую проводом массы, изоляция которого как правило имеет коричневый цвет. В отдельные токовые цепи включаются реле, выключатели, предохранители, измерительные элементы, электрические моторы и прочие электрические элементы. Для их правильного подключения эти элементы имеют обозначения на своих контактах.
Для упорядочения на электрический схемах переплетений проводов отдельные токовые цепи располагаются на схемах вертикально и нумеруются.
Вертикальные линии сверху заканчиваются в поле с серым фоном, которое отображает релейную плату с держателями предохранителей, то есть плюсовые подключения токовых цепей. Однако в релейной плате имеется также и внутренний провод массы (клемма 131).
Тонкие линии на этом поле показывают, как и какие токовые цепи подключаются друг к другу в релейной плате.
Внизу вертикальные линии соединяются с горизонтальной линией, отображающей соединения с массой. Соединение с массой обычно осуществляется соединением корпуса агрегата с кузовом, однако в отдельный случаях масса может подаваться через отдельный провод от точки массы на кузове.
Если токовая цепь прерывается квадратом, внутри которого указано число, это число указывает на токовый контур, в котором продолжается данная токовая цепь.
Лучше всего пользоваться электрическими схемами следующим образом:
Сначала по легенде отыскивается соответствующий элемент схемы, например выключатель вентилятора. В правой колонке рядом с наименованием элемента указывается соответствующий токовый контур с его номером, который указан также на электрической схеме внизу на горизонтальной линии.
Чтобы читать электрическую схему, необходимо знать обозначения некоторых элементов, кроме того следует знать важнейшие символы электрических схем.
Для более точной идентификации буквенные обозначения дополняются порядковыми номерами.
Реле и блоки управления как правило изображаются на сером фоне. Линии на этом фоне изображают внутренние соединения. Они показывают, как реле и прочие электрические и\или электронные элементы соединены как друг с другом, так и на релейной плате.
Цифра в черном квадрате обозначает номер места реле на релейной плате с держателями предохранителей. Непосредственно у реле находятся обозначения контактов.
Пример: Если контакт на электрической схеме имеет обозначение 17\87, то 17 является обозначением клеммы на релейной плате, а 87 — обозначением клеммы на на реле или электронном блоке.
Обозначения клемм нормированы no DIN. Обозначения важнейших клемм следующие:
- Клемма 30. На этой клемме постоянно присутствует напряжение аккумулятора. Провода чаще всего красные или красные с цветными полосками.
- Клемма 31 соединяется с массой. Провода соединения с мае-сой большей частью коричневые.
- Клемма 15 запитывается через замок зажигания. Напряжение присутствует на клемме только после включения зажигания. Провода чаще всего зеленые или с цветными полосками.
Клемма X также находится под напряжением только при включенном зажигании, но напряжение снимается после запуска стартера. Тем самым обеспечивается подача полного напряжения во время запуска двигателя. В этом токовом контуре находятся все мощные потребители энергии. Фары дальнего света также запитываются через эту клемму. Так при включенном дальнем свете он автоматически переключается на стояночный свет при выключении зажигания. ‘
Электрические схемы
Модель выпуска 1991 г.
Из-за большого объема все модели каждого года выпуска не могут быть учтены. Однако владельцы автомобилей более ранних годов выпуска могут ориентироваться на приведенные здесь электрические схемы, так как текущие изменения касались только деталей.
Распределение электрических схем
Расположение колодок реле на релейной плате
3 — Блок управления сигнализации снижения уровня охлаждающей жидкости (43)
5 — Реле 2-ой ступени вентилятора радиатора (53)
7 — Реле противотуманных фар (53)
8 — Разгрузочное реле контакта X (18)
10 — Реле автоматики интервального режима работы стеклоочистителя и омывателя (19)
11 — Реле стеклоочистителя и омывателя заднего стекла (72)
12 — Реле аварийной сигнализации (21) или реле маячка при эксплуатации прицепа (22)
13 — Реле фароомывателя (33)
14 — Предохранитель задних туманных фонарей
16 — Предохранитель, клемма 58b
В скобках указан производственный индекс-реле, указанный на его корпусе.
Колодки — разъемы
A. Многоконтактный разъем (синий) для подключения жгута проводов приборной доски
B. Многоконтактный разъем (красный) для подключения жгута проводов приборной доски
C. Многоконтактный разъем (желтый) для подключения переднего жгута проводов
D. Многоконтактный разъем (белый) для подключения жгута проводов стеклоочистителя и основного жгута проводов
E. Многоконтактный разъем (черный) для подключения основного жгута проводов
F. Одиночный разъем
H. Многоконтактный разъем (коричневый), подключение реле вентилятора радиатора, 2-я ступень
K. Многоконтактный разъем (бесцветный), подключение блока управления сигнализации уровня охлаждающей жидкости
L. Многоконтактный разъем (серый), подключение звукового сигнала двойного тона
M. свободен
N. Одиночный разъем
P. Одиночный разъем — клемма 30
R. свободен
Цвета предохранителей:
- 30 А — зеленый
- 25 А — белый
- 20 А — желтый
- 15 А — синий
- 10 А — красный