Разборка головки блока цилиндров (5E-FE)
Содержание
1 — воздуховод, 2 — впускной коллектор, 3 — прокладка, 4 — корпус дроссельной заслонки, 5 — кронштейн верхней части впускного коллектора, 6 — распределитель в сборе с высоковольтными проводами, 7 — вакуумный шланг, 8 — кронштейн подъема двигателя №2, 9 — крышка головки блока цилиндров, 10 — прокладка, 11 — распределительный вал впускных клапанов, 12 — крышка подшипника №4 распределительного вала, 13 — крышка подшипника №3 распределительного вала, 14 — регулировочная шайба, 15 — толкатель, 16 — сухари, 17 — тарелка пружины, 18 — клапанная пружина, 19 — маслосъемный колпачок, 20 — опорная шайба, 21 — клапан, 22 — сегментная заглушка, 23 — корпус термостата, 24 — шланг перепуска охлаждающей жидкости, 25 — теплозащитный экран выпускного коллектора, 26 — выпускной коллектор. 27 — крышка №3 ремня привода ГРМ, 28—прокладка головки блока цилиндров, 29 — кронштейн подъема двигателя N91, 30 — изолятор, 31 — головка блока цилиндров, 32 — распорная втулка, 33 — прокладка, 34 — топливный коллектор в сборе с форсунками, 35 — направляющая втулка клапана, 36 — шланг подвода топлива, 37 — распределительный вал выпускных клапанов, 38 — сальник, 39 — крышка подшипника №1 распределительного вала, 40 — пластинчатая пружина шестерни распределительного вала, 41 — вспомогательная шестерня распределительный вал, 42 — стопорное кольцо, 43 — пружинная шайба, 44 — заглушка распределительного вала впускных клапанов, 45 — крышка подшипника №2 распределительного вала, 46 — прокладка, 47 — кронштейн впускного коллектора, 48 — крышка маслозаливной горловины, 49 — шланг системы вентиляции картера, 50 — прокладка, 51 — клапан перепуска воздуха на выпуск, 52- клапан перепуска воздуха на выпуск (ACV), 53 — кольцевое уплотнение, 54 — вакуумный модулятор системы рециркуляции отработавших газов, 55 — трубка системы рециркуляции ОГ в сборе, 56 — клапан рециркуляции ОГ, 57 — прокладка.
Снятие головки блока цилиндров
1. Слейте охлаждающую жидкость.
2. Снимите распределитель вместе с высоковольтными проводами.
- а) Отсоедините высоковольтные провода за резиновые колпачки.
Примечание: не натягивайте провода. Натяжение или изгиб проводов может привести к их внутренним разрывам.
- б) Отверните болт крепления дер-жателей проводов.
- в) Отсоедините два разъема.
- г) Отверните два прижимных болта и снимите распределитель.
- д) Снимите кольцевое уплотнение корпуса распределителя.
3. Отверните свечи зажигания.
4. Отсоедините вакуумные шланги.
- а) (Модели с автоматической КПП) Отсоедините следующие шланги:
- Вакуумный шланг от привода приоткрывания дроссельной заслонки (1).
- Вакуумный шланг от клапана ре-циркуляции ОГ (2)
- Три вакуумных шланга от вакуумного модулятора системы рециркуляции ОТ (3).
- б) Отсоедините вакуумный шланг от аккумулятора паров топлива.
5. Снимите трубку рециркуляции ОГ, вакуумный модулятор и клапан рециркуляции ОГ.
- а) Ослабьте накидную гайку трубки и отверните болт, две гайки и снимите трубку рециркуляции ОГ.
- б) Снимите вакуумный модулятор системы рециркуляции ОГ и его кронштейн, отвернув болт.
- в) Отверните две гайки и снимите клапан рециркуляции ОГ и прокладку.
6. Снимите корпус термостата.
- а) Отсоедините следующие разъемы:
- Разъем датчика — выключателя по температуре охлаждающей жидкости (на привод электровентилятора системы охлаждения) (1).
- Разъем датчика температуры охлаждающей жидкости (2).
- Разъем датчика указателя температуры охлаждающей жидкости (3).
- (Модели с АКПП) Разъем датчика выключателя по температуре охлаждающей жидкости.
- б) Отсоедините следующие шланги:
- Входной шланг системы охлаждения (1).
- Выходной шланг отопителя (2).
- Шланг перепуска охлаждающей жидкости (3)
- Два вакуумных шланга термоуправляемого пневмоклапана (4)
- в) Отверните болт две гайки и снимите клапан рециркуляции ОГ и прокладку.
7. Снимите выпускной коллектор.
- а) Отверните три болта и снимите теплозащитный экран.
- б) Снимите выпускной коллектор и прокладку, отвернув шесть гаек.
8. Снимите клапан перепуска воздуха на выпуск.
- а) Отсоедините разъем клапана.
- б) Отсоедините воздуховод.
- в) Отсоедините два болта, провод «заземления» и клапан перепуска воздуха на выпуск.
- г) Снимите кольцевое уплотнение от клапана.
9. Снимите корпус дроссельной заслонки.
10 Снимите топливный коллектор и форсунки.
11 Снимите воздушную трубку, отвернув два болта.
12. Снимите впускной коллектор.
- а) Отверните два болта, гайку и снимите кронштейн коллектора.
- б) Отверните три болта, три гайки и снимите впускной коллектор.
13. Снимите крышку головки блока цилиндров
- а) Снимите крышку маслозаливной горловины.
- б) Отверните пять гаек — крышек и снимите уплотнительные шайбы.
- в) Снимите крышку головки блока цилиндров и прокладку.
14. Снимите крышку №2 ремня привода ГРМ и прокладку, отвернув четыре болта.
15. Снимите ремень привода генератора, ослабив гайку болта — оси и регулировочный болт.
16. Снимите №3 крышку ремня привода ГРМ от №1 крышки рвмня привода ГРМ.
17. Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива коленчатого вала
Примечание: при повторении использовании ремня привода ГРМ нанесите метки на ремень привода ГРМ и зубчатый шкив распределительного вала.
- а) Ослабьте болт крепления натяжного ролика и отожмите ролик натяжителя влево, насколько это будет возможным, и затем временно затяните его.
Примечание: не повредите ремень привода ГРМ.
- б) Снимите ремень привода ГРМ с зубчатого шкива распределительного вала.
18. Снимите промежуточный шкив, отвернув болт.
Примечание.
- Зафиксируйте ремень привода ГРМ так, чтобы он не перемещался.
- Будьте осторожными, не уроните что-нибудь внутрь.
- Предохраняйте ремень от попадания на него масла, воды и пыли.
19. Удерживая распределительный вал одним гаечным ключом, отверните болт крепления шкива другим ключом и снимите зубчатый шкив распределительного вала.
20. Снимите распределительный валы впускных и выпускных клапанов. Примечание: поскольку осевой зазор распределительного вала очень мал, то для предотвращения заклинивания и/или повреждения вала при его демонтаже необходимо удерживать вал е горизонтальном положении, для этого необходимо соблюдать изложенную ниже процедуру демонтажа.
- а) Установите распределительный вал привода впускных клапанов так. чтобы отверстие под технологический болт шестерен распределительного вала впускных клапанов было сверху (как показано в рисунке).
Примечание: в этом положении выступы кулачков распределительного вала впускных клапанов цилиндров №2 и №4 воздействуют на толкатели клапанов, что поможет поднять распределительный вал выпускных клапанов плавно и равномерно.
- б) Отверните четыре болта и снимите крышки подшипников №1 и №2.
- в) Снимите заглушку распределительного вала впускных клапанов и сальник.
- г) Прикрепите вспомогательную шестерню распределительного вала впускных клапанов к главной шестерне технологическим болтом.
- Рекомендуемый технологический болт:
- диаметр — 6 мм
- шаг резьбы — 1,0 мм
- длина болта — 16-20 мм
Примечание: при снятии распределительного вала убедитесь, что в результате данной операции нейтрализовано скручивающее усилие пластинчатой пружины вспомогательной шестерни.
- д) Равномерно ослабьте и отверните восемь болтов крепления крышек подшипников за несколько проходов в последовательности, показанной на рисунке.
- е) Снимите четыре крышки подшипников и распределительный вал выпускных клапанов.
Примечание: если распределительный вал не снимается прямо и горизонтально, повторно закрепите крышку подшипника №3 двумя болтами, а затем поочередно ослабляя болты крепления крышки подшипника, оттягивайте распределительный вал за шестерню.
Примечание: не пытайтесь снять распределительный вал с помощью инструмента.
- ж) Равномерно ослабьте и отверните восемь болтов крепления крышек подшипников распределительного вала впускных клапанов за несколько проходов, как показано на рисунке.
- з) Снимите эти четыре крышки подшипнике и распределительный вал впускных клапанов.
Примечание:
- Если распределительный вал не снимается прямо и горизонтально, повторно закрепите крышку подшипника №3 двумя болтами, а затем поочередно ослабляя болты крепления крышки подшипника, оттягивайте распределительный вал за шестерню.
- Не пытайтесь снять распределительный вал с помощью инструмента.
21. Снимите распределительный вал впускных клапанов.
- а) Установите шестигранный участок распределительного вала в тиски.
Примечание: не повредите распределительный вал.
- б) Вставьте технологический болт (А) в отверстие вспомогательной шестерни привода распределительного вала.
- в) Отверткой поверните вспомогательную шестерню по часовой стрелке и снимите технологический болт (В).
Примечание: не повредите распределительный вал.
- г) Пассатижами снимите стопорное кольцо.
- д) Снимите: пружинную шайбу (1), вспомогательную шестерню привода распределительного вала (2), пластинчатую пружину (3).
22. Снимите головку блока цилиндров.
- а) Используя шестигранный торцевой гаечный ключ на 8 мм, равномерно ослабьте и отверните десять болтов крепления головки блока цилиндров за несколько проходов в показанной на рисунке последовательности.
Примечание: неправильный порядок отворачивания болтов может привести к деформации головки блока цилиндров или к появлению трещин.
- б) Снимите головку блока цилиндров с направляющих штифтов на блоке цилиндров и положите ее на верстак, подложив деревянные бруски.
Примечание: если головка блока снимается тяжело, можно использовать мощную отвертку, вставляя ее в газовый стык, как показано не рисунке. Однако старайтесь не повредить поверхности головки и блока, а также прокладку головки блока.