Сцепление при переключении передач разъединяет силовое замыкание между двигателем и коробкой передач, а при разгоне обеспечивает, используя трение, плавную, без рывков, кинематическую связь.
Сцепление состоит из нажимного (ведущего) диска, ведомого диска, выжимного подшипника и гидравлического привода с педалью сцепления (см. иллюстрацию 1.0).
Нажимной диск жестко привинчен к маховику, который, в свою очередь, прифланцован к коленчатому валу двигателя.
Между нажимным диском и маховиком находится ведомый диск сцепления, который нажимным диском отжимается к маховику.
Ведомый диск сцепления прочно соединен с первичным валом коробки передач шлицевой ступицей.
При нажатии на педаль сцепления (выключение сцепления) на вилку выключения сцепления оказывается гидравлическое давление и подшипник выключения сцепления прижимается к диафрагме нажимного диска.
В результате этого нажимной диск разжимается, а ведомый диск сцепления больше не выдавливается к маховику.
Силовое замыкание между двигателем и коробкой передач прекращается (см. иллюстрации 1.0а, 1.0б, 1.0в).
В не нажатом состоянии нажимная пружина отжимает подшипник к нажимному диску.
Таким образом обеспечивается снижение износа выжимного подшипника, потому что он при включении не разгоняется до оборотов двигателя.
При каждом включении и выключении сцепления в результате трения фрикционная накладка диска сцепления постепенно истирается.
Таким образом, ведомый диск сцепления является изнашиваемой деталью, но его хватает в среднем более чем на 100 000 километров пробега.
Степень износа зависит в основном от нагрузки (эксплуатация с прицепом) и от манеры вождения.
Само сцепление технического обслуживания не требует, т.к. оно является саморегулируемым.
Гидравлическая система сцепления работает на тормозной жидкости и снабжается ею из общего компенсационного бачка для тормозной жидкости.
1.0. Сцепление
1 — маховик
2 — ведомый диск сцепления
3 — нажимной диск
4 — болты крепления нажимного диска. Момент затяжки 20 Нм
1.0а. Детали сцепления. Механическая коробка передач ОАН
1 — выжимной подшипник
2 — болт Момент затяжки 5 Нм + доворот на 90°. Подлежит замене после каждого демонтажа
3 — вилка выключения сцепления
4 — зажим
5 — втулка
6 — сальник первичного вала
7 — шпилька со сферической головкой
8 — коробка передач
9 — болт. Момент затяжки 20 Нм
10 — кронштейн
11 — исполнительный цилиндр
1.0б. Детали сцепления. Механическая коробка передач 02S
1 — коробка передач
2 — шпильке со сферической головкой
3 — сальник первичного вела
4 — втулка
5 — зажим
6 и 9 — болт. Момент затяжки 20 Нм
7 — вилка выключения сцепления
8 — выжимной подшипник
10 — исполнительный цилиндр
11 — плунжер
12 — болт
1.0в. Привод сцепления. Механическая коробка передач 02S
1 — бачок с тормозной жидкостью
2 — хомут крепления шланга
3 — подающий шланг
4 — главный цилиндр
5 — фиксатор
6 — муфта
7 — педаль сцепления
8 — гайки. Момент затяжки 25 Нм. Гайки являются самоконтрящимися и подлежат замене после каждого демонтажа
9 — уплотнительное кольцо
10 — трубопровод
11 — кронштейн
12 — уплотнительное кольцо
13 — фиксатор
14 — исполнительный цилиндр
15 — болт. Момент затяжки 20 Нм
16 — штуцер прокачки
17 — защитный колпачок штуцера
18 — коробка передач
19 — кронштейн
20 — болт. Момент затяжки 20 Нм