Общее описание тормозной системы Mercedes A-Class W168

Гидравлическая тормозная система состоит из главного тормозного цилиндра, вакуумного усилителя тормозного привода, антиблокировочной системы и тормозных механизмов передних и задних колес.

Тормозная система разделена на два контура, функционирующих диагонально. Один контур гидропривода воздействует на переднее правое и на левое заднее колеса, а другой — на переднее левое и заднее правое.

Благодаря этому обеспечивается остановка автомобиля с достаточной эффективностью в случае выхода из строя одного из контуров, например, в случае не-герметичности одного из контуров рабочей тормозной системы.

Давление для обоих контуров создаётся сдвоенным (тандемным) главным тормозным цилиндром при воздействии на педаль тормоза (см. иллюстрацию 1.0).

Mercedes A-Class W168 Общее описание тормозной системы, фото 1

1.0 Тормозная система автомобилей А-класса

1 — тормозной трубопровод

2 — расширительный бачок тормозной жидкости

3 — вакуумный усилитель тормозного привода

4 — блок гидравлики ABS

5 — блок управления ABS

6 — рычаг стояночного тормоза

7 — тросовая тяга стояночного тормоза

Расширительный бачок с тормозной жидкостью находится в моторном отсеке над главным тормозным цилиндром за бачком с жидкостью для стеклоомывателя. Из него тормозной жидкостью обеспечивается вся тормозная система.

Количество тормозной жидкости в расширительном бачке необходимо регулярно проверять.

Вакуумный усилитель тормозного привода использует разрежение во впускном коллекторе бензинового двигателя и при нажатии на тормозную педаль увеличивает прилагаемое усилие.

Ввиду того, что у дизельного двигателя разрежения на впускном коллекторе почти нет, то автомобили с дизельным двигателем оснащаются специальным вакуумным насосом усилителя тормозного привода.

Вакуумный насос крепится с правой стороны блока цилиндров двигателя и приводится в действие от распределительного вала.

Автомобили А-класса оснащены впереди дисковыми, а сзади -барабанными тормозными механизмами.

Автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л.с, а также автомобили с удлиненной базой кузова имеют также и на задней оси дисковые тормозные механизмы.

Данные дисковые тормозные механизмы имею плавающую скобу с одним поршнем, которого достаточно для прижима обеих тормозных колодок к тормозному диску. Стояночный тормоз действует через тросовый привод на тормозные механизмы задних колес.

Тормозные колодки задних колес являются самоустанавливающимися, поэтому регулировка стояночного тормоза нужна лишь в редких случаях, например, после ремонта.

Автомобили с дисковыми тормозными механизмами дополнительно оборудованы двумя тормозными барабанами для колодок стояночного тормоза, составляющими одно целое с тормозными дисками.

Внимание! Работы с тормозной системой требуют тщательного соблюдения чистоты и точности. Если необходимый опыт отсутствует, выполнение таких работ лучше поручить специализированной мастерской.

Внимание! При движении по мокрому дорожному полотну тормоза нужно время от времени приводить в действие, чтобы очистить тормозные диски. Хотя под действием i центробежных сил вода сбрасывается с тормозных дисков, на них все-таки остается тонкий слой продуктов износа резины, смазки и других загрязнений, которые ухудшают реагирование тормозов.

Обожженная грязь на тормозных накладках и засоренные пазы для стока воды в накладках ведут к рифлению тормозных дисков. Из-за этого действие тормозов может ухудшиться.

Внимание! При чистке тормозной системы образуется пыль. Эта пыль вредно действует на здоровье человека. Поэтому при чистке тормозной системы пользуйтесь респиратором, чтобы тормозная пыль не попадала в дыхательные пути.

Антиблокировочная система (ABS)

Антиблокировочная система предотвращает блокирование колес при резком торможении. Благодаря этому автомобиль остается управляемым даже при полном торможении.

Блок управления ABS принимает от датчиков, установленных на всех четырех колесах, сигнал о числе оборотов колес. Кактоль-ко одно из колес оказывается на грани блокировки, то это регистрируется соответствующим датчиком и сообщается блоку управления ABS.

В ответ на это снижается тормозное давление в соответствующем тормозном суппорте и, таким образом, колесо не блокируется.

Это процесс повторяется при резком торможении до полной остановки автомобиля для каждого колеса в отдельности до тех пор, пока не будет отпущена педаль тормоза или же почти вплоть до остановки автомобиля.

Антипробуксовочная система (ASR)

Электронно управляемая антипробуксовочная система (или система регулирования крутящего момента) при трогании с места затормаживает буксующие колеса и переносит крутящий момент на те колеса, которые прочно сцеплены с покрытием.

Система отслеживает вращение колес и притормаживает, увеличивая давление в тормозном механизме того колеса, которое начинает пробуксовывать.

Таким образом тяговое усилие в максимальной степени используется колесами, имеющими хорошее сцепление с грунтом или дорожным полотном.

В крайнем случае, если буксуют три колеса, то усилие переносится на единственно небуксующее. Как только одно из колес оказывается на грани пробуксовывания, на щитке приборов начинает мигать сигнальная лампочка ASR оранжевого цвета с символом треугольника.

Антипробуксовочная система может при необходимости выполнять торможение двигателем. При этом блок управления электронным акселератором приводит в действие исполнительный электродвигатель, который прикрывает дроссельную заслонку.

Такое происходит тогда, когда при пробуксовке одного из колес оно автоматически затормаживается, а второе заднее колесо в этот момент приближается к границе пробуксовывания.

Электронный блок управления антипробуксовочной системы распознает, что тяговое усилие двигателя в этот момент слишком высокое.

В течение миллисекунд электронный блок управления системы изменяет положение дроссельной заслонки, чтобы ограничить подачу топлива в двигатель. Это происходит даже тогда, когда водитель в экстремальных случаях полностью выжимает акселератора.

С уменьшением подачи топлива тяговое усилие двигателя снижается и оба задних колеса могут нормально вращаться. Если же в этот момент двигатель холодный, то дополнительно выполняется корректировка угла опережения зажигания.

Антипробуксовочную систему можно отключить с помощью выключателя, находящегося на центральной консоли. В этом случае загорается сигнальная лампочка ASR на щитке приборов.

Внимание! При движении по песку, гравию или по глубокому снегу бывает необходимо двигаться с пробуксовыванием колес и без торможения двигателем. В таких случаях ASR можно отключить, нажав на выключатель на центральной консоли. При этом система по-прежнему будет осуществлять контроль за пробуксовкой задних колес при движении автомобиля со средней скоростью.

Система автоматической стабилизации устойчивости (ESP)

Автомобили А-класса серийно комплектуются системой автоматической стабилизации устойчивости (ESP), которая базируется на возможностях систем ABS и ASR и дополняет их, уменьшая риск заноса автомобиля, даже в тех случаях, когда педаль акселератора не нажата или же торможение не выполняется.

При движении на повороте с большой скоростью или при выполнении резких маневров автоматика стабилизации устойчивости распознает «намерение» автомобиля потерять устойчивость.

С этой целью блок управления ESP учитывает информацию датчиков об угле поворота, а также, исходя из скорости движения автомобиля, рассчитывает угловую скорость (скорость вращения) автомобиля относительно вертикальной оси и моментально определяет момент, когда автомобиль может потерять устойчивость.

Регулируя давление в тормозных механизмах соответствующих колес, а также притормаживая двигатель, ESP обеспечивает моментальный возврат автомобиля в то положение, в котором его стабильности ничего не угрожает.

Если, например, при движении на крутом повороте возникает угроза заноса передних колес автомобиля, то система целенаправленно притормаживает заднее колесо, находящееся на внутренней линии поворота и тем самым стабилизирует автомобиль. Если же возникает угроза заноса задних колес, то притормаживается переднее колесо, движущееся по внешней линии поворота.

Функционирование ESP отображается загоранием сигнальной лампочки на щитке приборов. Водитель в таких случаях должен учесть дорожную ситуацию и изменить скорость движения.

Усилитель тормозной системы (BAS)

Автомобили MERCEDES-BENZ А-класса серийно оснащаются усилителем тормозной системы.

Необходимость установки такого усилителя вызвана тем, что большинство водителей в критической ситуации тормозят слишком поздно или с меньшим усилием, чем нужно, что увеличивает тормозной путь. По тому, насколько резко задействуется педаль тормоза, BAS определяет возникновение опасной ситуации.

В течение миллисекунд он создаёт необходимое давление в тормозной системе и сокращает тормозной путь при скорости движения автомобиля 100 км/час на 45% в сравнении с тормозным путем автомобиля без усилителя.

Сигнальная лампочка BAS/ESP загорается при включении зажигания и гаснет после запуска двигателя.

Указания, относящиеся к системам ABS/ASR/ESP/BAS

Защитный выключатель в электронном блоке управления обеспечивает автоматическое отключение системы при возникновении дефекта (например, обрыв провода) или же при падении напряжения в бортовой сети (при напряжении аккумулятора менее 10,5 В).

Такое состояние сигнализируется загоранием сигнальной лампочки ABS оранжевого цвета на щитке приборов.

В этом случае отключаются ASR, ESP и BAS, что подтверждается загоранием сигнальной лампочки ESP. При этом обычная тормозная система продолжает функционировать и автомобиль ведет себя, как автомобиль без ABS.

Если во время движения загорается и горит сигнальная лампочка ESP, то это свидетельство дефекта в системе BAS или ESP. Они отключаются, однако тормозная система остаётся в норме.

Внимание! Если во время движения загорается сигнальная лампочка тормозной системы (красного цвета с восклицательным знаком), то следует незамедлительно остановиться и выяснить причину. Основными причинами загорания лампочки являются низкий уровень тормозной жидкости в расширительном бачке либо движение с затянутым стояночным тормозом.

Если во время движения загорается контрольная лампочка ABS, то сделайте следующее:

1. Остановитесь, выключите и снова запустите двигатель.

2. Проверьте напряжение аккумулятора. Если оно менее 10,5 Вольт, зарядите аккумулятор.

Внимание! Если сигнальная лампочка ABS загорается в начале движения, а по истечении некоторого времени гаснет, то это говорит о том, что напряжение аккумулятора было слишком низким, но затем повысилось во время движения в результате подзарядки от генератора.

3. Проверьте, надежно ли закреплены клеммы на полюсах аккумулятора.

4. Установите автомобиль на козлы и снимите колеса. Проверьте провода датчиков скорости вращения колес на внешние повреждения (перетирание).

Дальнейшая проверка ABS должна производится в мастерской. Блок управления ABS выполняет программу самодиагностики и все неисправности регистрируются. Эти неисправности можно считать в мастерской при помощи специального тестера, а затем устранить их.

Внимание! При работе с электросваркой штекер электронного блока управления ABS следует отсоединять. Штекер расположен в моторном отсеке со стороны пассажира под съемной крышкой, штекер отсоединяйте только при выключенном зажигании. При выполнении лакокрасочных работ блок управления можно подвергать кратковременному воздействию высокой температуры не выше +90°С.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле