Коробка передач: 1 — задняя крышка картера коробки передач; 2, 44 — гайка; 3 — ведущая шестерня пятой передачи; 4 — упорная пластина; 5, 40 — стопорные кольца подшипника; 6 — шариковый подшипник первичного вала; 7 — ведущая шестерня четвертой передачи; 8 — картер коробки передач; 9 — первичный вал; 10 — ведущая шестерня третьей передачи; 11 — ведущая шестерня второй передачи; 12 — шестерня заднего хода; 13 — ведущая шестерня первой передачи; 14 — роликовый подшипник; 15 — сапун; 16 — сальник первичного вала; 17 — картер сцепления; 18 — роликовый подшипник вторичного вала; 19 — маслосборник; 20 — ведущая шестерня главной передачи; 21 — кольцо датчика скорости автомобиля; 22, 32 — сальники привода; 23, 30 — роликовые конические подшипник дифференциала; 24 — датчик скорости автомобиля; 25 — коробка дифференциала; 26 — сателлит дифференциала; 27 — ось сателлитов; 28 — полуосевая шестерня; 29 — ведомая шестерня главной передачи; 31 — регулировочное кольцо; 33 — ведомая шестерня первой передачи; 34 — синхронизатор первой и второй передач; 35 — ведомая шестерня второй передачи; 36 — ведомая шестерня третьей передачи; 37 — синхронизатор третьей и четвертой передач; 38 — ведомая шестерня четвертой передачи; 39 — шариковый подшипник вторичного вала; 41 — втулка; 42 — ведомая шестерня пятой передачи; 43 — синхронизатор пятой передачи
На автомобиле с механической коробкой передач (МКП) выбор момента переключения передач и само переключение осуществляет водитель. Несмотря на очевидный минус такой конструкции — приходится постоянно работать педалью сцепления, — есть и положительные моменты: меньшая цена, простота конструкции, высокая надежность и экономичность в сравнении с гидромеханическим агрегатом — автоматической коробкой передач «классической» конструкции. Идея, совместить плюсы МКП с удобством управления автоматической коробкой передач реализована в автоматизированной механической коробке передач (АМКП). Такой тип коробки чаще называют роботизированной.
Она обеспечивает переключение передач без участия водителя в зависимости от скорости автомобиля, частоты вращения коленчатого вала двигателя и нагрузки. Водителю остается только выбрать режим работы коробки передач, переведя селектор режима работы АМКП в соответствующее положение. На облицовке селектора нанесены обозначения положения рычага.
Для опытного водителя есть возможность управлять работой трансмиссии в ручном режиме, исходя из своего стиля вождения, а не подстраиваться под заданный алгоритм, заложенный в «электронные мозги». АМКП, которую устанавливают на автомобили Лада, представляет собой «обычную» механическую коробку с управляемыми «электроникой» механизмом переключения передач и электроприводом выключения сцепления.
Автоматизированная коробка передач разработана совместно с немецкой фирмой ZF на базе пятиступенчатой МКП модели 2180.
Автоматизированная механическая коробка передач модели 2182: 1 — электронный блок управления трансмиссией; 2 — электропривод выключения сцепления; 3 — механизм переключения передач с электроприводом
Модернизированный агрегат получил обозначение 2182. Вместо механизма переключения передач с тросовым приводом (который был на МКП 2180) на него установили механизм с электроприводом.
Электропривод выключения сцепления воздействует непосредственно на вилку сцепления.
Педаль сцепления на автомобиле отсутствует.
Замечание. Указанные детали съемные, при этом корпус коробки передач остался без изменений. Это позволяет, при необходимости, переделать агрегат на ручное управление. Для этого придется установить механизм переключения передач с тросовым приводом, а также трос привода выключения сцепления.
Коробка передач — двухвальная. Она смонтирована вместе с главной передачей и дифференциалом в единый агрегат, корпус которого состоит из трех частей — картера сцепления, картера коробки передач и задней крышки. Места соединений картеров и крышки уплотнены бензомаслостойким герметиком.
Первичный вал коробки передач выполнен в виде блока шестерен. Шестерни первичного вала — ведущие, находятся в постоянном зацеплении с ведомыми шестернями передач переднего хода, установленными на вторичном валу. Все элементы вторичного вала съемные. Вторичный вал — полый, с радиальными отверстиями в местах установки шестерен для смазки наружной поверхности вала. Шестерня пятой передачи вращается на втулке.
Механизм переключения передач с электроприводом: 1 — электропривод выбора передач; 2 — электропривод включения передач
Ведущая шестерня главной передачи и ступицы синхронизаторов установлены на шлицах вала. Наиболее нагруженные синхронизаторы (первой и второй передач) имеют по два дополнительных конусных кольца.
Передние концы валов опираются на роликовые подшипники, а задние — на шариковые.
Дифференциал — двухсателлитный, предварительный натяг его подшипников регулируется подбором толщины регулировочного кольца, установленного под наружным кольцом подшипника дифференциала. На корпусе дифференциала установлено задающее кольцо датчика скорости автомобиля. Датчик установлен на картере коробки передач.
Для контроля уровня масла в картере коробки передач выполнено специальное отверстие, закрытое резьбовой пробкой.