Блок цилиндров с основными компонентами коленчатого вала
Содержание
1 — Вкладыш первого коренного подшипника; 2 — Болты крепления крышки коренного подшипника; 3 — Крышки коренных подшипников; 4 — Вкладыши третьего (упорного) коренного подшипника; 5 — Нижние упорные полукольца; 6 — Коленчатый вал; 7 — Нижние упорные полукольца
Блок цилиндров с компонентами установки коленчатого вала
1 — Сальник; 2 — Сегментная шпонка; 3 — Установочный штифт; 4 — Передняя крышка; 5 — Уплотнительная прокладка; 6 — Блок цилиндров; 7 — Болт; 8 — Фланец; 9 — Маховик; 10 — Задняя крышка; 11 — Болт; 12 — Держатель заднего сальника; 13 — Сальник; 14 — Промежуточный вал; 15 — Уплотнительное кольцо; 16 — Держатель сальника
Шатунно-поршневая сборка
1 — Поршневые кольца; 2 — Поршень; 3 — Поршневой палец; 4 — Стопорные кольца; 5 — Шатун; 6 — Вкладыши шатунного подшипника; 7 — Блок цилиндров; 8 — Крышка нижней головки шатуна; 9 — Установочный штифт; 10 — Масляный жиклер; 11 — Болт; 12 — Болт
Головка цилиндров с компонентами клапанного механизма и привода ГРМ
1 — Пробка маслозаливной горловины; 2 — Уплотнение; 3 — Шайба; 4 — Гайка; 5 — Шайба; 6 — Крышка головки цилиндров; 7 — Уплотнительная прокладка крышки; 8 — Болт крепления головки; 9 — Натяжной ролик; 10 — Гайка; 11 — Планка; 12 — Зубчатое колесо распределительного вала; 13 — Нижнее уплотнение шпильки крепления головки цилиндров; 14 — Трубопроводы высокого давления; 15 — Головка цилиндров; 16 — Уплотнительная прокладка головки; 17 — Свеча накаливания; 18 — Форсунка впрыска топлива; 19 — Крышка; 20 — Зубчатый ремень привода ГРМ; 21 — Кожух зубчатого ремня
Компоненты установки распределительного вала и клапанного механизма
1 — Крышки подшипников распределительного вала; 2 — Гайка; 3 — Распределительный вал; 4 — Гидравлический толкатель; 5 — Сухари разрезного замка; 6 — Тарелка клапанных пружин; 7 — Наружная клапанная пружина; 8 — Внутренняя клапанная пружина; 9 — Маслоотражательный колпачок; 10 — Шайба; 11 — Направляющая втулка; 12 — Сальник; 13 — Головка цилиндров; 14 — Клапаны; 15 — Уплотнение
Боковой разрез головки цилиндров
1 — Канал вихревой камеры; 2 — Вихревая камера; 3 — Штифт фиксации положения вихревой камеры
Водяной насос
1 — Болт; 2 — Шкив; 3 — Болт; 4 — Водяной насос; 5 — Уплотнительное кольцо; 6 — Кронштейн; 7 — Регулировочный болт; 8 — Термостат; 9 — Корпус термостата
Блок цилиндров
В чугунном литье блока проточены отверстия цилиндров и сформированы пять коренных опор коленчатого вала. Общий вид и порядок установки компонентов блока цилиндров представлены на иллюстрациях. Крышки коренных подшипников крепятся к телу блока специальными болтами М10. Третий (средний) коренной подшипник является упорным, воспринимает возникающие осевые нагрузки и ограничивает продольный люфт вала.
Коленчатый и промежуточный валы
Коленчатый вал откован из стали. Шейки коренных и шатунных подшипников подвергнуты тщательной полировке. На передней цапфе вала предусмотрены места под посадку зубчатого колеса ремня привода ГРМ и уплотнительного сальника первого коренного подшипника. Помимо коленчатого и распределительного в двигателе предусмотрен также промежуточный вал, передающий вращение от коленчатого вала к масляному и вакуумному насосам.
Шатунно-поршневая группа
Кованые шатуны имеют двутавровое сечение и прямой разрез нижней головки. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Нижняя головка разрезана посередине и укомплектована вкладышами шатунного подшипника. Правильное взаимное положение крышки шатуна и вкладышей шатунного подшипника обозначено накерненными метками (А). При установке на двигатель шатун должен разворачиваться метками (В) вперед. Крышка шатунного подшипника крепится к нижней головке болтами. В процессе выполнения капитального ремонта принято производить замену болтов крепления крышек шатунных подшипников.
Поршни отлиты из алюминиевого сплава и имеют плоское днище с выборкой под вихревой камерой. При установке новых шатунно-поршневых сборок следует проверить величину выступания поршней над поверхностью блока цилиндров с целью определения необходимой толщины прокладки. При величине выступания поршней от 0.66 до 0.86 мм устанавливается прокладка с одной меткой. При выступании 0.87÷0.90 мм — с двумя, и, наконец, при выступании 0.91÷1.02 — с тремя. При подборе прокладки должна проверяться величина выступания каждого из поршней. В качестве отправной точки берется максимальный результат.
Поршневой палец имеет плавающую посадку. Перед установкой пальца поршень следует разогреть до температуры 60°С. Фиксация пальца осуществляется посредством двух стопорных колец.
На стенке поршня выполнены три канавки под установку поршневых колец. В верхние канавки устанавливаются два компрессионных кольца, в нижнюю — маслосъемное. В процессе эксплуатации автомобиля допускается расширение зазоров в замках верхнего компрессионного и маслосъемного колец до величины 1.2 мм, нижнего компрессионного — 0.6 мм. Максимальный допустимый боковой люфт компрессионных колец составляет 0.25 мм, маслосъемного — 0.15 мм. При установке на поршень кольца разворачиваются замками под углом 120°, так чтобы ин один из замков не оказался на оси поршневого пальца.
Головка цилиндров
Общий вид головки цилиндров с компонентами клапанного механизма представлен на иллюстрации. Головка крепится к блоку десятью болтами с головками типа TORX. Порядок затягивания болтов аналогичен описанному для бензинового двигателя 1.6 л.
Крышка головки сажается на шпильки, ввернутые в опоры распределительного вала, и крепится тремя гайками.
Распределительный вал уложен в пяти опорах и располагается непосредственно над клапанами. Для привода клапанов используются оборудованные гидрокомпенсаторами клапанных зазоров толкатели.
Направляющие втулки и седла клапанов запрессованы в головку и относятся к числу сменных компонентов.
Клапаны установлены вертикально и имеют рядное расположение. Каждый клапан оснащен двумя пружинами, которые своими нижними торцами упираются в опорную шайбу, а верхними — в тарелку. Тарелка пружин фиксируется на клапане сухарями разрезного замка.
Кулачок распределительного вала упирается в толкатель не точно по центру, что заставляет клапан в процессе движения поворачиваться.
Клапаны подвергаются на заводе-изготовителе специальной обработке и в дополнительной притирке не нуждаются. В случае обнаружения дефектов клапаны (и их седла) подлежат замене.
Стальной распределительный вал вращается в пяти подшипниках скольжения, не оборудованных сменными вкладышами. Привод распределительного вала (и ТНВД) осуществляется зубчатоременной передачей. Усилие натяжения зубчатого ремня регулируется автоматически гидравлическим натяжителем. Замена ремня производится после снятия двигателя с автомобиля. При установке ремня необходимо добиться совмещения меток на зубчатом колесе коленчатого вала и блоке цилиндров/маховике и куполе сцепления, а также зубчатом колесе распределительного вала и крышке ремня, зубчатом колесе ТНВД и посадочном фланце.
В литой крышке головки цилиндров оборудована маслозаливная горловина, оснащенная герметично закрываемой резьбовой пробкой. Снизу отверстие заливной горловины закрыто маслоотражателем. Для крепления крышки к головки используются три гайки, закрытыми снаружи декоративными резиновыми или пластмассовыми пробками.
Водяной насос
Водяной насос по конструкции отличается от используемых на бензиновых двигателях. Насос устанавливается на кронштейне, к которому крепится корпус термостата с отводящим патрубком.