Для выполнения работы потребуются оправка для поршневых колец, динамометрический ключ.
Снятие
Содержание
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Снимаем головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров двигателей 2112 и 21124 (16v) — снятие и установка», или «Головка блока цилиндров двигателей 2111 и 21114 (8v) — снятие и установка»).
3. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя — снятие и установка, замена прокладки»).
4. Снимаем маслозаборник (см. «Маслозаборник — снятие и установка»).
5. Поворачивая коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 17 или 19 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.
Предупреждение! При отворачивании гаек крышек шатунов на двигателях сдатчиком уровня масла велик риск повредить его, поэтому рекомендуем предварительно снять датчик (см. «Датчик уровня масла — замена»).
6. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна.
Предупреждение! При разборке шатуна не выпрессовывайте из него болты.
7. Снимаем крышку шатуна.
8. Уперев ручку молотка в поршень, выталкиваем его вверх.
9. Извлекаем поршень из цилиндра.
10. Вынимаем вкладыши из шатуна и его крышки.
Предупреждение! Целесообразность замены вкладышей зависит от степени износа шеек коленчатого вала (см. «Блок цилиндров — проверка технического состояния, снятие и установка»).
11. Фиксируем поршень в сборе с шатуном за шатун в тисках.
12. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.
13. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо.
14. Снимаем маслосъемное кольцо…
…и его расширитель.
Предупреждение! Целесообразность замены колец зависит от степени износа цилиндров (см. «Подбор поршней к цилиндрам блока»).
Установка
1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений. Осматриваем поршень, шатун и палец. Трещины на них недопустимы.
2. Новые кольца подбираем в соответствии с диаметром поршня номинального или ремонтного размера. На кольцах номинального размера обозначения отсутствуют, ремонтные кольца увеличены в диаметре на 0,4 или 0,8 мм и имеют маркировку «40» и «80» соответственно.
Рекомендация. Для установки новых колец на поршень рекомендуем воспользоваться специальным съемником поршневых колец.
3. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.
Таблица 8.3. Допустимый зазор в канавке поршневого кольца
Кольцо |
Зазор между кольцом и стенкой канавки, мм |
Верхнее компрессионное кольцо |
0,04-0,075 |
Нижнее компрессионное кольцо |
0,03-0,065 |
Маслосъемное кольцо |
0,02-0,055 |
Если зазор превышает максимально допустимый, поршень подлежит замене.
Маслосъемное кольцо…
…и верхнее компрессионное кольцо устанавливаем надписью «ВАЗ» или «ТОР» вверх.
Нижнее компрессионное кольцо ориентируем таким образом, чтобы проточкой оно было направлено вниз.
4. Кольца надеваем на поршень следующим образом: раздвинув замок кольца (не более чем это требуется для надевания кольца на поршень), заводим на поршень сначала замок, а затем тыльную часть кольца.
Новые кольца устанавливаем на поршень, начиная с расширителя маслосъемного кольца. После установки маслосъемного кольца, замок расширителя должен находиться развернутым на 180° относительно замка кольца.
После установки колец на поршень разворачиваем их замками таким образом, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом в 45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем на 180°, а замок маслосъемного кольца на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца.
5. Смазываем свежим моторным маслом поршень, кольца и стенку цилиндра.
6. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.
7. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в нижнюю головку шатуна вкладыши.
8. Смазываем внутреннюю поверхность вкладышей и шатунную шейку коленчатого вала чистым моторным маслом. Поворачивая коленчатый вал, переводим шейку в крайнее нижнее положение.
9. Устанавливаем поршень на блок и ориентируем его так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону шкива коленчатого вала.
10. Прижимая оправку к блоку и постукивая ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр, одновременно следя за продвижением шатуна к шейке коленчатого вала.
11. Устанавливаем на шатун крышку и затягиваем гайки моментом 43,32-53,5 Н·м (4,42-5,46 кгс·м).
Предупреждение! Крышки шатунов невзаимозаменяемые. На шатуне и его крышке указан номер цилиндра, в который шатун должен быть установлен. На собранном шатуне цифры должны располагаться с одной стороны.
Кольца трех других поршней заменяем таким же способом.
После установки всех поршней собираем двигатель в обратной последовательности.