Для выполнения ремонтных работы по замене поршневых колец вам потребуется специальная оправка.
Снятие
Содержание
1. Снимаем с автомобиля головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — снятие и установка»).
2. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера двигателя — снятие»)
3. Снимаем маслоприемник (см. «Маслоприемник — снятие»).
4. Поворачивая коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 17 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.
5. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна первого цилиндра.
6. Снимаем крышку шатуна первого цилиндра.
7. Уперев ручку молотка в поршень, выталкиваем его вверх.
8. Извлекаем поршень из цилиндра.
9. Вынимаем из шатуна и крышки шатуные вкладыши.
Предупреждение. При разборке шатуна не выпрессовывайте из него болты.
Если на шатунных шейках коленчатого вала имеются следы сильного износа, то необходимо снять двигатель и отремонтировать коленчатый вал (см. «Двигатель — ремонт с полной разборкой»).
10. Фиксируем поршень за шатун в тисках.
11. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.
12. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо.
13. Снимаем маслосъемное кольцо…
…и его расширитель.
Предупреждение. Целесообразность замены колец зависит от степени износа цилиндров и поршней (см. «Поршень и шатун — замена»).
Установка
1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений. Осматриваем поршень, шатун и палец. Трещины на них недопустимы.
2. Новые кольца подбираем в соответствии с классом поршня (см. п. 5 «Поршень и шатун — замена»).
Примечание. На поршневых кольцах номинального размера обозначения отсутствуют, ремонтные поршневые кольца увеличены в диаметре на 0,4 или 0,8 мм, и имеют маркировку «40» и «80» соответственно.
3. Перед установкой новых поршневых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня, в которую кольцо будет установлено.
Если зазор превышает максимально допустимый, то поршень подлежит замене.
Маслосъемное поршневое кольцо…
…и верхнее компрессионное кольцо устанавливаем надписью «ВАЗ» или «ТОР» вверх.
Нижнее компрессионное кольцо ориентируем таким образом, чтобы проточкой оно было направлено вниз.
4. Поршневые кольца надеваем на поршень следующим образом: раздвинув замок поршневого кольца (не более чем это требуется для надевания поршневого кольца на поршень), заводим на поршень сначала замок, а затем тыльную часть поршневого кольца.
Новые поршневые кольца устанавливаем на поршень, начиная с расширителя маслосъемного кольца. После установки маслосъемного кольца, замок расширителя должен находиться развернутым на 180° относительно замка поршневого кольца.
После установки поршневых колец на поршень, разворачиваем их замками так, чтобы замок верхнего компрессионного кольца располагался под углом в 45° к оси поршневого пальца, замок нижнего компрессионного кольца разворачиваем на 180°, а замок маслосъемного кольца на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца.
5. Смазываем свежим моторным маслом поршень, кольца и зеркало цилиндра.
6. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки поршневых колец.
7. Вытираем насухо постели шатунных вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в нижнюю головку шатуна вкладыши.
Примечание. Подбор шатунных вкладышей к шейкам коленчатого вала показан далее (см. табл. 8.1.34). Если коленчатый вал не подвергался расточке, то желательно заменить шатунные вкладыши новыми, номинального размера.
8. Смазываем внутреннюю поверхность шатунных вкладышей и шатунную шейку коленчатого вала чистым моторным маслом. Поворачивая коленчатый вал, переводим шейку в крайнее нижнее положение.
9. Устанавливаем поршень на блок и ориентируем его так, чтобы стрелка на днище поршня была направлена в сторону шкива коленчатого вала (см. «Поршень и шатун — замена»).
10. Прижимая оправку к блоку и постукивая ручкой молотка по днищу поршня, утапливаем его в цилиндр, одновременно следя за продвижением шатуна к шейке коленчатого вала.
11. Устанавливаем на шатун крышку и затягиваем гайки моментом 43,3-53,5 Н-м (4,4-5,5 кгс-м).
Предупреждение. Крышки шатунов не взаимозаменяемые. На шатуне и его крышке указан номер цилиндра, в который шатун должен быть установлен. На собранном шатуне цифры должны располагаться с одной стороны.
12. Поршневые кольца трех других поршней заменяем таким же способом.
13. После установки всех поршней собираем двигатель в последовательности, обратной его разборке.
Таблица 8.1.34. Ремонтные размеры шеек коленчатого вала
Размеры шеек коленвала | Коренные шейки коленвала | Шатунные шейки коленвала |
Номинал
1 ремонт (- 0,25) 2 ремонт (- 0,50) 3 ремонт (- 0,75) 4 ремонт (- 1,00) |
50,799 — 50,819
50,549 — 50,569 50,299 — 50,319 50,049 — 50,069 49,799 — 49,819 |
47,83 — 47,85
47,58 — 47,60 47,33 — 47,35 47,08 — 47,10 46,83 — 46,85 |