Клапанный зазор нужно проверять/регулировать у всех двигателей, у двигателей 1,25 и 1,4 л только каждые 150 тыс. км.
Клапанный зазор на двигателе 1,3 л нужно проверять каждые 30 тыс. км, у дизельного двигателя — каждые 45 тыс. км и, при необходимости, корректировать его.
Необходимые приспособления:
- Набор плоских щупов с шагом 0,05 мм.
- Набор гаечных ключей.
- Дизель: сжиматель клапанов, зажим для пластин клапанов.
Необходимые запасные части:
- Прокладка клапанной крышки. У двигателей 1,25-/1,4 л прокладка плотно соединена с клапанной крышкой, и ее нельзя заменить.
- Дизель и двигатели 1,25-/1,4 л: регулировочные шайбы различных толщин.
Для компенсации теплового расширения в приводе клапанов должно быть определенное расстояние между кулачком распредвала и толкателем клапана или между клапаном и коромыслом.
Этот клапанный зазор изменяется со временем из-за осадки клапана и износа деталей привода.
При слишком малом зазоре изменяются фазы газораспределения, ухудшается уплотнение, снижается мощность двигателя, работа двигателя становится неравномерной. В крайних случаях клапаны могут деформироваться и обгорать.
При слишком большом зазоре появляются сильные механические шумы, изменяются фазы газораспределения, мощность двигателя падает из-за недостаточного наполнения цилиндров. Работа двигателя неравномерная.
Клапанный зазор проверяется и регулируется на холодном двигателе.
Двигатель 1,3 л
Содержание
Проверка клапанного зазора
Снять штекеры со всех свечей зажигания, пронумеровав их, чтобы не ошибиться при установке.
Выкрутить свечи свечным ключом.
Снять крышку маслоналивной горловины двигателя.
Открутить четыре болта (I), снять подкладные шайбы. Снять клапанную крышку. (2 — крышка маслоналивной горловины).
Провернуть шкив коленвала в нормальном направлении его вращения, т.е. по часовой стрелке. Это можно сделать тремя способами:
- 1. Выключить передачу на коробке передач, затянуть стояночный тормоз и надеть накидную головку с трещоткой на центральный болт шкива.
- 2. Включить четвертую передачу, отпустить стояночный тормоз и катать автомобиль.
- 3. Поднять и подпереть автомобиль справа впереди, чтобы вывесить колесо, включить четвертую передачу и крутить правое переднее колесо от руки.
Крутить- шкив коленвала, пока не перекроются клапаны на первом или четвертом цилиндре. Это значит, что когда одно коромысло двигается вверх, другое коромысло начинает двигаться вниз, и когда оба коромысла находятся на одной высоте, то клапаны перекрываются. Когда, к примеру, перекрываются клапаны четвертого цилиндра (стрелки), то можно проверять и регулировать клапанный зазор на первом цилиндре. (А — выпускной клапан; В — впускной клапан).
* Когда на клапанной крышке находится наклейка, на которой указан клапанный зазор для выпускного клапана в 0,5 мм, то нужно руководствоваться этим значением.
Затем провернуть шкив еще на пол-оборота и производить регулировку клапанных зазоров согласно порядку зажигания 1-2-4-3.
Измерить клапанный зазор с помощью плоского щупа. Если значение зазора укладывается в диапазон контрольных значений, то клапанный зазор регулировать не нужно.
Регулировка
Повернуть регулировочный болт так, чтобы щуп нужной толщины (регулировочное значение) мог двигаться с легким зажиманием.
Для проверки попробовать вдвинуть щуп, который толще верхнего диапазона контрольного значения на 0,05 мм (см. таблицу). Он не должен вдвигаться между клапаном и коромыслом. При необходимости повторить регулировку.
Проверить и отрегулировать клапанные зазоры остальных цилиндров согласно порядку зажигания.
Заменить прокладку клапанной крышки. Установить клапанную крышку и равномерно слегка затянуть ее болты (момент 6 Нм).
Вкрутить свечи зажигания и затянуть моментом 20 Нм.
Надеть штекеры на свечи зажигания и закрепить высоковольтные провода в держателе на клапанной крышке.
Дизельный двигатель
Проверка клапанного зазора
Снять клапан вентиляции двигателя с клапанной крышки, ослабив хомут.
Снять клапанную крышку.
Открутить четыре гайки и снять маслоотражатель.
1. Клапан в положении для проверки зазора.
Провернуть двигатель, пока кулачки соответствующего цилиндра не будут равномерно направлены вверх. Способы проворачивания двигателя описаны в предыдущем разделе.
Вставить плоский щуп между кулачком и тарельчатым толкателем и измерить клапанный зазор.
Внимание! Для всех цилиндров клапаны расположены спереди (т.е. со стороны зубчатого ремня) так: 1 — впускной клапан; 2 — выпускной клапан.
Плоский щуп нужной толщины должен входить с легким защемлением между кулачком и толкателем. Записать полученное значение клапанного зазора.
Провернуть коленвал далее на пол-оборота и измерить клапанный зазор на следующем по порядку зажигания цилиндре (в данном случае третьем). Порядок зажигания: 1-3-4-2.
Регулировка
Для регулировки клапанного зазора нужно заменить прежнюю регулировочную шайбу регулировочной шайбой другой толщины.
Пример расчета толщины шайбы: Допустимый разброс: 0,30-0,40 мм (0,35±0,05 мм).
Измеренное значение: 0,45 мм. Клапанный зазор: увеличен на 0,05 мм.
Если полученные значения находятся в допустимом диапазоне, то регулировочную шайбу менять не нужно. Если значение выходит за диапазон, то при регулировке нужно добиваться регулировочного (среднего) значения, в данном случае 0,35 мм. Толщина средней регулировочной шайбы: 3,85 мм.
Толщина требуемой регулировочной шайбы: 3,95 мм.
При регулировке клапанного зазора поршень не должен находиться в ВМТ, иначе можно повредить клапаны и/или поршни. При этом поворачивать коленвал на 1/4 оборота.
Скорректировать клапанный зазор. Для этого необходимы специальные приспособления. Без них регулировка невозможна.
Прижать тарельчатый толкатель с помощью приспособления и вытащить регулировочную шайбу специальным зажимом. Затем вставить новую регулировочную шайбу, чтобы надпись была направлена вниз.
Убрать приспособление, провернуть распредвал далее и отрегулировать зазоры на клапанах других цилиндров.
Установить маслоотражатель и затянуть болты его крепления моментом 20 Нм.
Установить клапанную крышку с новой прокладкой и затянуть болты ее крепления слегка (момент — 5 Нм).
Надеть шланг вентиляции картера и закрепить его хомутом.
Двигатели 1,25/1,4 л
Проверка/регулировка клапанного зазора
Внимание! Так как интервал обслуживания (150 тыс. км) совпадает со сроком замены зубчатого ремня и при этом выполняет большой объем работ, а также требуется много различных приспособлений, то рекомендуется провести эту операцию в мастерской.
Для регулировки клапанного зазора так же, как и для дизеля нужно заменить регулировочную шайбу в тарельчатом толкателе на шайбу другой толщины. На настоящее время нет сведений об использовании каких-либо приспособлений для клапанов. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность операций:
Снять клапанную крышку.
Провернуть двигатель и проверить клапанные зазоры на всех клапанах:
Если клапанный зазор нужно регулировать на нескольких клапанах, то записать измеренные клапанные зазоры.
Снять соответствующий распредвал.
Вытащить регулировочную шайбу с помощью зажима или острым шилом. Затем вложить новую регулировочную шайбу, чтобы надпись на ней была направлена вниз.
Установить распредвал (валы) и новый зубчатый ремень.