Автомобили BMW «Х5» с кузовом «Е53» имеют различные шины и диски, в зависимости от модели. Шины и диски требуют регулярной проверке их состояния. На шинах в первую очередь следует проверить состояние вентиля накачки и износ протектора. Проверку вентиля накачки необходимо проводить в следующем порядке:
- снять резиновый защитный колпачок;
- отвернуть колпачок-ключом вентиль накачки;
- слегка смочить вентиль и убедиться. что отсутствуют пузырьки воздуха. Если при этом образуется пузырек воздуха, то это свидетельствует об утечки воздуха через золотник:
- перевернуть колпачок-ключ и завернуть им золотник вентиля накачки;
- проверить повторно герметичность вентиля. В случае пропускания воздуха вентилем, он подлежит замене;
- установить обязательно защитный колпачок.
Все шины имеют встроенный индикатор износа в виде контрольных полос, которые обнажаются при снижении глубины протектора до 1,6 мм. после чего шины считаются изношенными (стрелка, рис. 2.25)
Оптимальной глубиной протектора шины является величина 3,0 мм и более, для зимних шин — 4,0 мм и более. Эффективность зимних шин («М+S») на снегу, грязи и слякоти падает уже при глубине протектора в 4 мм.
Контрольные полосы располагаются по всей окружности шины там, где имеются отметки «TWI» (Tread Wear Indicator). Проверку износа шин необходимо проводить в нескольких местах («TWI») одновременно, т.к. износ шин зависит от многих факторов.
По характеру изнашивания протектора можно определить причину, вызвавшую его, рис. 2.26.
Так на шине (1) показано изнашивание, вызванное продолжительной ездой с повышенным давлением, а на шине (2) — с недостаточным давлением. Изнашивание шины (3) с характерными скругленными кромками с одной стороны рисунка протектора и острыми с другой стороны, вызвано нарушениями схождением колес. При глубоких отклонениях (10—15 мм) от рекомендованного схождения, шины могут быть изношены за пробег менее 1.000 км. Шина (4) имеет неравномерный износ протектора вследствие нарушения развала колес. Особенно резко это проявляется при большой разнице в развале левого и правого колеса. Вид изнашивания (5) в виде одной или двух «лысин», является следствием повышенного биения тормозного диска или барабана. Этим «лысинам» могут сопутствовать такие же диаметрально расположенные «лысины», если тормозной барабан стояночного тормоза имеют повышенную овальность или боковое биение тормозного диска. Менее ярко выраженная «лысин» появляется в результате аварийного торможения на большой скорости при движении по бетонной дороге.
На шине (6) видно пятнистое изнашивание, появившиеся в результате больших угловых колебаний передних колес или одного колеса.
Основными причинами пятнистого изнашивания шин являются:
- люфт в шарнирах рулевых тяг;
- неисправность в работе передних амортизаторов или одного из них;
- фубое нарушение балансировки колес;
- ослабленное крепление рулевого механизма.
Поврежденные колеса не ремонтируют, их заменяются новыми, что повышает безопасность.
Особое внимание уделить отсутствию на шинах проколов и порезов. При порезах достигших каркаса шины ее необходимо заменить.
Замену шин, в том числе и запасного колеса, рекомендуется проводить не реже, чем раз в 6 лет, даже если срок годности шин составляет 10 лет. Следует проводить балансировку каждый раз после замены шины или колеса. Давление в шине запасного колеса должно быть на 0,5 бар выше максимально предписанного значения, указанного на табличке (см. рис. 1.58) приведены на торце двери водителя.
Болты крепления колес устанавливать сухими и затягивать крест-накрест моментом 140±10 Н.м (14.0±1,0 кгс·м).
Примечание. По соображениям безопасности на автомобиле должны устанавливаться шины только одного типа и с одинаковым рисунком протектора.