Проверка технического состояния системы охлаждения Lada Vesta ВАЗ-2180

При эксплуатации автомобиля оценивать состояние системы охлаждения можно по контрольной лампе перегрева двигателя и уровню жидкости в расширительном бачке. Понижение уровня охлаждающей жидкости, как правило, вызвано нарушением герметичности системы. При понижении уровня до отметки MIN или загорании контрольной лампы возможно наличие неисправности в системе охлаждения.

Последовательность выполнения

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).

Предупреждение! Уровень охлаждающей жидкости следует проверять на холодном двигателе. Некоторое повышение или понижение уровня охлаждающей жидкости при нагреве и охлаждении двигателя неисправностью не является. Это связано с тепловым изменением объема жидкости.

2. Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который должен находиться на 25—30 мм выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка.

Lada Vesta ВАЗ-2180 Проверка технического состояния системы охлаждения, фото 1

Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже, доливаем в бачок охлаждающую жидкость (см. ниже, «Охлаждающая жидкость — замена»).

Рекомендация. Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения.

3. Проверяем отсутствие подтеканий жидкости из радиатора, блока цилиндров двигателя, места установки датчика температуры, соединений резиновых шлангов системы охлаждения и их целостность.

Рекомендация. Подтекание охлаждающей жидкости из-под шлангов можно попытаться устранить, заменив пружинные хомуты винтовыми. При этом не перетяните хомуты, т. к. они могут порезать шланги.

4. Проверяем целостность корпуса расширительного бачка, радиатора двигателя и отопителя.

Lada Vesta ВАЗ-2180 Проверка технического состояния системы охлаждения, фото 2

5. Открываем крышку расширительного бачка системы охлаждения (см. выше).

Lada Vesta ВАЗ-2180 Проверка технического состояния системы охлаждения, фото 3

6. Набираем в ареометр охлаждающуюся жидкость, чтобы всплыл поплавок.

Lada Vesta ВАЗ-2180 Проверка технического состояния системы охлаждения, фото 4

7. По шкале поплавка определяем плотность жидкости.

Замечание. Ареометр представляет собой поплавок со шкалой, градуированной в единицах плотности кг/м3. В зависимости от плотности жидкости поплавок будет погружаться на разную глубину. Шкала нанесена на поплавок таким образом, чтобы уровень жидкости располагался напротив значения, соответствующего ее плотности. Антифриз продается либо в разбавленном виде, готовом к применению, либо в виде концентрата, который необходимо перед заливкой разбавить дистиллированной водой в соответствии с температурой эксплуатации автомобиля. Концентрация антифриза определяется по его плотности (см. таблицу). Иногда на шкале указан диапазон минимально допустимой температуры.

Таблица 9.4.3. Плотность и концентрация антифриза

Плотность антифриза при 20°C, кг/м3 Концентрация этиленгликоля в антифризе, % от объема Минимальная температура окружающей среды, при которой можно эксплуатировать двигатель, °C
1 050 30 -10
1 058 35 -15
1 067 40 -20
1 074 45 -25
1 082 50 -30
1 090 55 -35
1 098 60 -45

Замечание. Разбавлять антифриз необходимо до его заливки в систему охлаждения, поскольку, только таким образом можно обеспечить точное соблюдение указанных соотношений антифриза и дистиллированной воды. Плотность антифриза проверяем после перемешивания.

8. С помощью таблицы, по плотности антифриза определяем его концентрацию и минимальную температуру, при которой его можно эксплуатировать.

9. При несоответствии концентрации антифриза климатической зоне заменяем охлаждающую жидкость (см. ниже, «Охлаждающая жидкость — замена»).

Замечание. Не стремитесь чрезмерно увеличивать концентрацию этиленгликоля. При увеличении ее свыше 60% температура замерзания антифриза снова начинает увеличиваться и при 100% этиленгликоля составит -13°C.

10. Убеждаемся в том, что крышка расширительного бачка плотно завернута.

Lada Vesta ВАЗ-2180 Проверка технического состояния системы охлаждения, фото 5

11. Убеждаемся в герметичности корпуса термостата и соединения насоса охлаждающей жидкости и блока цилиндров.

12. Проверяем отсутствие подтекания жидкости из дренажного отверстия насоса (находится в нижней части насоса), свидетельствующее об износе его сальника.

13. Для проверки термостата запускаем холодный двигатель. Температуру и циркуляцию охлаждающей жидкости по малому и большому кругу контролируем на ощупь, по изменению температуры шлангов и патрубков системы охлаждения (на фото воздушный фильтр снят для наглядности).

Lada Vesta ВАЗ-2180 Проверка технического состояния системы охлаждения, фото 6

Замечание. Если система охлаждения двигателя исправна, то при температуре охлаждающей жидкости меньше 90 °C, клапан термостата должен быть закрыт, а охлаждающая жидкость циркулировать по малому кругу. В результате этого нижний шланг радиатора и сам радиатор будет заметно холоднее корпуса термостата, по которому циркулирует горячая охлаждающая жидкость. При достижении температуры охлаждающей жидкости около 90 °C клапан термостата будет открываться и постепенно нарастающий поток горячей жидкости начнет поступать в радиатор. При этом сначала радиатор, а затем его нижний шланг начнут нагреваться.

14. Оставляем двигатель работать до срабатывания электровентилятора радиатора двигателя. При повышении температуры охлаждающей жидкости до определенного значения электровентилятор должен включиться, а после понижения температуры — автоматически выключиться.

Рекомендация. Если электровентилятор вовремя не включился, жидкость закипела, необходимо проверить исправность электродвигателя вентилятора или исправность системы управления двигателем.

Рекомендация. Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости показана в разделе «Датчик температуры охлаждающей жидкости — проверка и замена».

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле