Сцепление. Общее описание BMW 7 E32

Сцепление на автомобиле выполняет две функции: при переключении передач оно прерывает передачу крутящего момента между двигателем и КПП и при трогании с места обеспечивает благодаря трению плавную передачу крутящего момента.

Сцепление состоит из нажимного диска сцепления, ведомого диска сцепления и выжимного подшипника.

Нажимной диск (корзина) сцепления укреплен болтами на маховике, который, в свою очередь, соединен с коленвалом двигателя. Между нажимным диском сцепления и маховиком находится ведомый диск сцепления, который прижимается нажимным диском к маховику. Ведомый диск центрируется на шлицевом первичном (входном) валу механической КПП.

При нажатии педали сцепления (выключении сцепления) с помощью гидравлического привода рычаг выключения сцепления прижимается к пружине нажимного диска и нажимает на ее лепестки. При этом нажимной диск сцепления освобождается, и ведомый диск больше не прижимается к маховику. Усилие от двигателя к КПП не передается.

Сцепление на всех моделях имеет гидравлический привод. Система гидропривода сцепления использует тормозную жидкость и обеспечивается тормозной жидкостью из общего бачка с тормозной системой.

При каждом включении и выключении сцепления благодаря трению рабочая накладка ведомого диска сцепления немного стирается. Таким образом, ведомый диск является изнашиваемой деталью, и средний срок его службы составляет более 100 тыс. км пробега. Скорость износа зависит главным образом от нагрузки (буксировка прицепа) и манеры езды. Сцепление является необслуживаемым, т.к. оно регулируется самостоятельно.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 1

Привод сцепления

1 — главный цилиндр;

2 — бачок;

3 — фильтр;

4 — пробка;

5 — тяга;

6 — рабочий цилиндр;

7 — толкатель;

8 — трубопровод;

9 — клапан выпуска воздуха.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 2

Элементы сцепления

1 — ведомый диск;

2 — нажимной диск (корзина) сцепления;

3 — выжимной подшипник;

4 — рычаг выключения сцепления;

5 — болт крепления;

6 — шаровой палец;

7 — пружинная скоба.

Снятие

Снимите коробку передач.

Закрепите маховик за зубчатый венец с помощью отвертки и стержня или с помощью специального приспособления (1). Открутите болты крепления нажимного диска сцепления по очереди на 1-1,5 оборота, пока нажимной диск не ослабнет.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 3

Внимание: Когда болты выкручены почти полностью, то можно повредить мембранную (тарельчатую) пружину и установочные штифты между нажимным диском и маховиком из-за перекоса.

В заключение полностью выкрутите болты.

Выньте нажимной и ведомый диски сцепления.

Внимание: Нажимной диск и ведомый диск при снятии не должны падать, иначе после установки могут появиться проблемы с переключением передач и работой сцепления.

Протрите и очистите маховик.

Проверка

Проверьте нажимной диск на наличие следов обгорания и царапин и, при необходимости, замените его.

Проверьте мембранную пружину на наличие повреждений (стрелки).

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 4

Проверьте соединения пружины между нажимным диском и крышкой (кожухом) на наличие трещин, плотность крепления заклепок. Диски сцепления с поврежденными или ослабленными заклепками нужно заменить.

Проверьте рабочую поверхность нажимного диска на наличие глубоких царапин, следов обгорания и износ. Нажимные диски, которые деформированы внутрь более чем на 0,3 мм, устанавливать нельзя. Проверка производится с помощью стальной линейки и плоских щупов.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 5

Проверьте маховик на следы перегрева и наличие царапин и, при необходимости, замените его. После каждого откручивания нужно заменять болты крепления. Если устанавливается прежний маховик, то замените болты и затяните их крест-накрест моментом 105 Нм.

Протрите нажимной диск сцепления и маховик очень мелкой наждачной шкуркой.

Замасленные или механически поврежденные ведомые диски сцепления нужно заменять.

Осторожно сожмите накладки диска сцепления с помощью тисков и измерьте толщину штангенциркулем. Минимальная толщина накладок должна достигать 7,5 мм, а если это не так, то замените ведомый диск сцепления. То же самое относится к царапинам накладок.

В мастерской проверьте биение ведомого диска сцепления. Боковое биение диска должно составлять не более 0,5 мм.

Внимание: Эта проверка необходима только тогда, когда устанавливается прежний ведомый диск, а сцепление ранее правильно не выключалось.

Снимите выжимной подшипник с трубки на КПП и проверьте его.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 6

Проверьте шарикоподшипник в коленчатом вале на легкость хода. При необходимости снимите подшипник внутренним съемником и замените новым.

Установка

Внимание: Перед установкой нового сцепления удалите растворителем защитное антикоррозийное покрытие с рабочих поверхностей нажимного диска и маховика (если маховик тоже новый).

Установите ведомый диск (2) и нажимной диск сцепления (3) на маховик (1).

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 7

Внимание: Плоская сторона ведомого диска должна быть направлена к нажимному диску. Ведомый диск помечен надписью GETRIEBESEITE (сторона КПП). Надпись в установленном состоянии также должна быть видна. Поставьте нажимной диск сцепления на соответствующие направляющие штифты.

Ведомый диск при установке необходимо отцентрировать с помощью подходящей оправки (1) или старого первичного вала.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 8

Затяните болты крепления нажимного диска сцепления по очереди на 1 — 1,5 оборота за один раз.

При затягивании болтов следите за тем, чтобы нажимной диск притягивался к маховику равномерно и без перекосов.

Момент затяжки определяется классом болтов, который выбит на их головках:

  • болты с резьбой М8 класса 8.8 — 25 Нм;
  • класса 10.9 —35 Нм.

Вытащите центрирующее приспособление.

Если оно устанавливалось, снимите приспособление с маховика.

Смажьте шлицы первичного вала КПП смазкой, нанеся ее тонким слоем. Не используйте слишком много смазки, иначе она может попасть на рабочие поверхности ведомого диска сцепления, что приведет к недостаткам в работе сцепления.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 9

Установите коробку передач.

BMW 7 E32 Сцепление. Общее описание, фото 10

Главный цилиндр сцепления

1 — пыльник;

2 — предохранительное кольцо;

3 — манжеты;

4 — уплотнительная пробка;

5 — шайба;

А = 140+0,5 мм — регулировочный размер.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле