Система электрооборудования двигателя. Общая информация и меры предосторожности Opel Astra H

1. В состав электрооборудования двигателя входят компоненты систем зажигания (бензиновые модели), преднакала (дизельные модели), заряда и запуска, а также электронная система управления двигателем. Ввиду того, что данные системы имеют непосредственное отношение к работе двигателя, они рассматриваются отдельно от прочего бортового электрооборудования. Размещение, конструкция и принципы функционирования сигнальных и осветительных огней, приборов управления и т.п. описаны в Главе 12.

2. Система зажигания обеспечивает воспламенение подаваемой в камеры сгорания цилиндров бензиновых двигателей воздушно-топливной смеси. Для формирования искры требуемой интенсивности 12-вольтовое напряжение бортовой сети преобразуется в катушках зажигания в высоковольтное напряжение (до 30 000 В). Ее основными рабочими компонентами являются свечи, катушки и модуль зажигания. Распределением подачи высоковольтного напряжения на свечи зажигания управляет блок системы управления двигателем (ЕСМ) — ручная регулировка момента зажигания не производится — при нарушении требуемых установок следует произвести замену вышедших из строя компонентов.

3. В модуль зажигания включено четыре катушки — по одной на цилиндр. Катушки помещены в общий корпус, устанавливаемый над свечами зажигания. Конструкция модуля исключает необходимость применения высоковольтных проводов, так как катушки подсоединяются непосредственно к свечам зажигания. ЕСМ, на основании анализа поступающих от информационных датчиков сведений, в соответствии с программой встроенного процессора, выдает на модуль зажигания управляющие электрические импульсы, конфигурация которых однозначно определяет момент зажигания. При этом подача напряжения на первичные обмотки катушек зажигания прерывается, что приводит к резкому изменению электромагнитного поля и, как следствие — вырабатыванию высоковольтного напряжения во вторичной обмотке. Высоковольтное напряжение подается к свечам зажигания. Межэлектродный зазор свечей зажигания выставлен таким образом, чтобы при подаче на свечу напряжения между электродами происходил сопровождающийся искрообразованием «пробой». Возникающая в результате «пробоя» искра, обеспечивает воспламенение воздушно-топливной смеси. Элементы управления системы зажигания не подвержены износу и в регулярном обслуживании не нуждаются. В соответствии с графиком технического обслуживания (см. Главу 1) следует производить лишь замену свечей зажигания.

4. Система преднакала дизельного двигателя предназначена для прогрева камер сгорания с целью уверенного воспламенения дизельного топлива. В качестве нагревательных элементов используются свечи накаливания, работой которых управляет соответствующий электронный блок. В камеру сгорания каждого цилиндра ввернута свеча накаливания. Свечи нагреваются электрическим током перед запуском, во время запуска и некоторое время после запуска двигателя. Подача питания на свечи накаливания контролируется ЕСМ. При этом на панели приборов высвечивается соответствующая контрольная лампа (см. Главу «Органы управления и приемы эксплуатации»),

5. Топливный фильтр системы питания дизельных двигателей также может быть оборудован системой подогрева, предотвращающей «парафинирование» дизтоплива. Нагревательный элемент установлен между топливным фильтром и его корпусом. Питание на подогрев топлива подается по командам ЕСМ через вмонтированный в корпус фильтра термочувствительный датчик-выключатель.

6. Система заряда обеспечивает подачу электрического питания к системе зажигания, осветительным и сигнальным приборам, радиоприемнику и прочим потребителям электроэнергии. К ней относятся генератор переменного тока, встроенный в него регулятор напряжения, контрольная лампа заряда (см. Главу «Органы управления и приемы эксплуатации», Раздел 16), аккумуляторная батарея, предохранители и соединяющая перечисленные компоненты электропроводка. Генератор приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала и установлен в передней части двигателя. Система заряда не нуждается в регулярном обслуживании. Тем не менее, следует периодически проверять состояние приводного ремня генератора, батареи, соединительной электропроводки и ее клеммных соединений (см. Главу 1).

7. Система запуска обеспечивает проворачивание двигателя с целью его запуска. Основными компонентами системы являются стартер с установленным на нем тяговым реле, аккумуляторная батарея, замок зажигания и соединительная электропроводка. Сборка стартера с тяговым реле закреплена на силовом агрегате, вблизи купола сцепления. При повороте ключа зажигания в положение 3 (START) электропитание от батареи по цепи управления запуском подается на тяговое реле стартера. Реле производит переключение питания батареи непосредственно на электромотор стартера. Мотор начинает вращаться, одновременно проворачивая за зубчатый венец маховика/приводного диска коленчатый вал двигателя. Порядок запуска двигателя описан в соответствующем Разделе Главы «Органы управления и приемы эксплуатации».

8. Система управления двигателем (см. также Главу 4) является главным связующим элементом всех выше перечисленных систем — это мозг двигателя. Исходные данные поступают на электронный модуль системы от различных информационных датчиков и других электронных компонентов (выключателей. реле и т.д.). На основании анализа поступающих от информационных датчиков данных и в соответствии с заложенными в память процессора базовыми параметрами, ЕСМ вырабатывает команды на срабатывание различных управляющих реле и исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива.

9. ЕСМ представляет собой сложный комплекс электронных схем и самостоятельные попытки внесение каких-либо изменений приведут к нарушению ее функционирования и к отказам двигателя. Полная диагностика системы управления двигателем может быть выполнена только с использованием специального диагностического оборудования, позволяющего считывать занесенные в память процессора коды отказов. Анализ считанной информации позволяет быстро выявить источник отказа и устранить причину его возникновения.

Меры предосторожности

Внимание: В электронной системе зажигания, генерируется очень высокое напряжение! Лица с имплантированным кардиостимулятором допускаться к обслуживанию компонентов системы зажигания не должны!

10. При обслуживании компонентов систем электрооборудования следует соблюдать особые меры предосторожности во избежание риска выхода из строя полупроводниковых элементов, а также с целью предотвращения получения элеткротравм.

11. Приступая к обслуживанию электрооборудования, обязательно снимайте наручные часы, кольца и прочие металлические украшения. Даже при отсоединенной батарее разряд конденсаторов при случайном заземлении их клемм может привести к получению электрического шока или сильного ожога.

12. Не допускайте нарушения полярности при подключении батареи. В состав таких компонентов, как генератор, или электронные блоки управления входят полупроводниковые элементы, которые могут быть выведены из строя при неправильном подсоединении проводов.

13. При выполнении запуска двигателя от внешнего источника питания, или подсоединении зарядного устройства также соблюдайте полярность подключения проводов (см. Введение).

14. Ни в коем случае не производите запуск двигателя при подключенном к батарее зарядном устройстве. Всегда, прежде чем производить зарядку батареи от внешнего источника питания, отсоединяйте от нее оба провода (сначала отрицательный).

15. Помните, что чрезмерно долгое проворачивание двигателя стартером может привести к серьезным повреждениям электромотора последнего в результате перегрева. Никогда не используйте стартер непрерывно долее 10 секунд на бензиновых моделях и 20 секунд на дизельных, после чего ему следует дать остыть в течение минуты.

16. При выполнении проверок электрооборудования и перед подсоединением/ отсоединением диагностического оборудования выключайте зажигание. Никогда не отсоединяйте электропроводку от батареи, генератора или диагностического оборудования при работающем двигателе.

17. Ни в коем случае не производите проверку наличия выходного напряжения генератора путем заземления его клемм. Не допускайте также заземления обмоток катушек зажигания на массу.

18. При выполнении каких-либо работ по обслуживанию электрооборудования следите, чтобы от батареи был отключен отрицательный провод.

19. Перед использованием электродуговой сварки в обязательном порядке отсоединяйте батарею, генератор и такие компоненты, как ЕСМ систем питания/ зажигания во избежание риска их повреждения.

20. Старайтесь не допускать попадания рук, волос и свободных частей одежды в контакт с вращающимся приводным ремнем генератора во время производимых при работающем двигателе проверок.

21. Прежде чем приступать к паровой чистке двигательного отсека заворачивайте генератор в полиэтиленовый пакет, который затем следует надежно закрепить резиновыми бандажами.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле