Система смазки предназначена для смазывания трущихся деталей, для отвода продуктов трения, для предохранения деталей двигателя от коррозии и для охлаждения этих деталей. Система смазки состоит из масляного насоса, масляного фильтра и необходимого количества хорошего масла. Для водителя существенное значение имеет и мерная линейка — щуп, который может многое рассказать про работу его «друга».
Масляный насос «десяток» имеет индекс 2112. Он отличается от масляного насоса 2108 оригинальной крышкой из алюминия, в которой находятся бобышка и отверстие для крепления датчика положения коленчатого вала. Шестерни и чугунный корпус такие же, как и в двигателе 21083.
Масляный фильтр вбирает в себя как частицы износа трущихся деталей, так и продукты сгорания рабочей смеси, дополняя их при этом элементами собственного сгорания. Для «десяток» подходят масляные фильтры 2108. Внутрь масляного фильтра не заглянешь, но качество фильтрации играет существенное значение. Об этом будет сказано ниже. Поэтому можно предложить фильтр немецкой фирмы SCT-SM-101.
Проверять уровень масла нужно регулярно, если расход масла маленький — реже, а если большой, то чаще. Во время проверки обратите внимание на цвет масла. На мерной линейке буквы и метки должны хорошо просмаливаться через масло. Уровень масла должен быть между метками «max» и «min». Летом уровень можно держать выше середины: когда большое количество масла, охлаждение двигателя лучше. Зимой, наоборот, уровень масла должен быть ближе к «лип», ускоряет разогрев.
Есть много причин быстрого снижения качества масла и увеличения его расхода. Но главная причина — это с какой скоростью ездит водитель, количество ускорений и торможений.
Масло для «десяток» должно хорошо мыть, очищать и смазывать зимой и летом
Содержание
Первое и самое главное правило для владельцев «десяток» — ваш «друг» не любит плохое масло. И вот почему. В исправном, нормальном двигателе небольшая часть масла попадает в цилиндр и сгорает там. А особенно в низкосортном (т. е. дешевом) масле содержится большое количество примесей, в основном фосфора, которые с выхлопными газами попадают на поверхность датчика кислорода и разрушают двуокись циркония; показатели датчика будут ненормальные. Эти примеси также отрицательно влияют на работоспособность нейтрализатора. Поэтому владельцы десяток, особенна на которых установлены датчики кислорода и нейтрализатор, должны забыть о дешевых маслах. Сразу после покупки автомобиля лучше заменить масло. Ждать 2000 километров пробега до первого ТО не стоит. Плохое масло или не очень чистый поддон картера могут через 100 километров повлиять на работу этих приборов.
В настоящее время выбор масел огромен, и современный технический уровень автомобильной техники требует применения смазочных материалов нового поколения, способных обеспечивать наивысшую работоспособность вашего «друга». Значительное влияние на срок службы двигателя и расход горючего, особенно многоклапанного с впрыском, оказывает качественный уровень моторного масла. К сожалению, многие водители не могут правильно выбрать для своего автомобиля масло и не имеют достаточных знаний, чтобы определить, что за масло в их канистре.
Какое масло и как его надо выбирать для «десяток»
Современные отечественные масла вполне выдерживают сравнение с зарубежными аналогами. Они в настоящее время маркируются, так же как и по международным стандартам, SAE и API. В первую очередь масла должны подбираться по уровню их эксплуатационных свойств, обозначаются эти масла в соответствии с системой API двумя буквами. Первая буква S означает: для 4-тактных бензиновых двигателей. Если первая буква С, то для дизельных двигателей. Вторая буква может быть от А до Z (девять букв), указывает на класс качества. Чем дальше буква в латинском алфавите от его начала, тем выше качество. Для вашего «друга» нужно качественное масло. Группы качества SG, SH, SJ рекомендуются для двигателей ВАЗ-2110 и ВАЗ-2112. Зарубежные масла класса SG сейчас встречаются реже. Они ориентируются на выпуск масел качества SH, SJ стандарта API.
Отечественные минеральные масла, относящиеся к категории SG, также могут относиться к высшей группе качества. К этим маслам относятся отечественные масла «Лукойл-Стандарт», «Спектрол» и др. Минеральные масла с синтетическими добавками (полусинтетика) категории качества SG, SJ имеют больше присадок, степень очистки выше. К таким маслам относятся «Лукойл-Люкс», «Esso-Ultra», «Лукойл-Супер» и др.
У синтетического масла категории качества SJ значительно расширен температурный диапазон, оно лучше очищает каналы и дольше сохраняет моющие свойства. К ним относятся «Лукойл-Синтетик», «Mobil 1» и др.
В этих высокоэффективных маслах нового поколения базовые масла (в полусинтетических или в полностью синтетических) заменены высококачественными искусственно синтезированными базовыми маслами. Химические и физические показатели синтетического масла являются более однородными, чем у минерального. Эта однородность обеспечивает отличную смазку при низкотемпературном запуске и отличную защиту его на всех, в том числе экстремальных режимах эксплуатации. Поэтому, независимо от того, заводите ли вы автомобиль холодным зимним утром или на большой скорости мчитесь по загородному шоссе, полусинтети-ческое, а еще лучше синтетическое обеспечит вам ту надежность, на которую вы хотите рассчитывать, приобретая эти масла.
Другим критерием для выбора масла является его вязкость. Надо исходить из требований двигателя и температуры окружающей среды. Вязкость является основным свойством масла и одним из главных показателей при выборе масла. Увеличение вязкости стабилизирует давление в системе смазки. Масло будет поступать в нужном количестве к трущимся деталям и удерживаться (самое главное) между ними. Чем выше вязкость, тем прочнее масляная пленка. Кроме того, снижается расход масла на угар. А мы уже сказали, что для «десяток», особенно с нейтрализатором, угар масла вреден. Например, масло средней вязкости при движении в городском цикле почти не расходуется. Но работа двигателя на загородной дороге на больших оборотах (при большой скорости) приведет к большому расходу масла. Любителям быстрой езды необходимо иметь масло класса 50 или даже 60, у которых вязкость самая большая, до 26 сантистоксов при температуре 100°С. Но увеличение вязкости приводит к увеличению расхода топлива.
Как минеральное масло может иметь вязкость класса 50, так и синтетическое — класса 60. У последних самая большая вязкость.
Международная классификация SAE соответствует вязкостно-температурным свойствам масел. Она подразделяет масла на зимние, летние и всесезонные. Например, зимнее SAE 10W, летнее SAE 40, всесезонные SAE 15W-40. Цифры обозначают класс вязкости. Буква W первая буква в слове Winter — зима.
Опыт эксплуатации семейства «десятых» моделей говорит, что по вязкости лучше всего во время обкатки применять масло 5W-30. В дальнейшем можно применять всесезонные масла 10W-40 или 5W-40. Минеральное, полусинтетику или синтетику выбирайте сами, их отличия были рассмотрены.
Температурный интервал моторных масел по классификации SAE
Основные моторные масла, которые завод рекомендует для системы смазки двигателей, — 2110, 2111 и 2112:
- «Лукойл Люкс» SJ 5W-40, J0W-40, 15W-40
- «Лукойл Супер» SG 5W-30, 5W-40, 10W-40, 15W-40
- «ESSO ULTRA» SJ/SH10W-40
- «SHELL HELUXSUPER» SG 10W-40
Полный перечень моторных масел, которые рекомендует завод для «десятки», имеется в руководстве по эксплуатации.
Когда надо менять масло
Мы уже рассмотрели необходимость первой замены масла сразу после покупки. По истечении времени обкатки, т. е. по истечении пробега 2000 километров, нужно второй раз поменять масло. Затем условия технического обслуживания требуют, чтобы через каждые 10 000 километров масло заменялось. Одно из преимуществ хорошего синтетического масла — срок службы его больше и менять его можно реже.
Обратите внимание, что при работе двигателя на некоторых автомобилях из выхлопной трубы идет дым синего цвета и расход масла увеличен, значит, двигатель работает как на бензине, так и на масле. Оно сильно угорает, это зависит как от самого масла, так и от неисправности автомобиля и стиля его вождения. Мерная линейка показывает, что масло сильно загрязнено и разбавлено топливом, так как сильно изношена поршневая группа. Следовательно, есть необходимость замены масла раньше срока на более вязкое.
В настоящее время разработаны и на импортных автомобилях применяют датчики состояния масла. Эти датчики подают сигнал на щиток приборов. По мере ухудшения свойств масла, наличия в нем примесей и т. д. загораются лампочки или, наоборот, горящих лампочек становится меньше. Это сигнал, что надо менять масло. Некоторые автомобили имеют индикаторы, которые показывают, сколько километров осталось до замены масла.
Пока на наших автомобилях таких датчиков нет — поэтому следите за состоянием и расходом масла сами.
Почему регулярно надо промывать систему смазки и топливную систему
Мы рассмотрели вопрос, как влияет работа си-стемы смазки на показатели работы двигателя. И простая замена одного масла на другое практически не улучшит эти показатели, если не промывать систему смазки.
После промывки системы смазки специальными маслами повышается компрессия и восстанавливаются тепловые зазоры клапанов. Это нормализует работу двигателя, улучшаются процесс смешивания компонентов рабочей смеси и продувка цилиндров. Увеличивается срок службы деталей газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов.
Во время промывки топливной системы удаляются смолистые отложения в форсунках, при этом нормализуется работа форсунок, что приводит к более полному сгоранию топлива, устраняется детонация и снижается токсичность выхлопных газов, увеличивается срок службы двигателя, особенно с системой питания с впрыском топлива.
Прежде чем поменять масло и масляный фильтр, промойте систему смазки, а лучше и систему впрыска.