Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать механическую коробку передач с автомобиля, следующие: – повышенный (по сравнению с привычным) шум; – затрудненное переключение передач; – самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач; – утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
Автоматическую коробку передач снимают практически по тем же причинам, что и механическую коробку, за исключением необходимости замены сцепления и маховика, которые в этом случае отсутствуют.
Приемы снятия и установки механической и автоматической коробок передач практически одинаковы и описаны на примере механической коробки передач. Разница состоит в размерах и количестве тросов привода управления коробкой передач, а также в наличии у автоматической коробки передач шлангов гидросистемы, соединяющих коробку с радиатором охлаждения.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки передач и др.).
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Коробка передач довольно тяжелая, а ее форма неудобна для удерживания, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.
Для снятия механической коробки передач выполните следующие операции.
ПРИМЕЧАНИЕ: Снятие и установка механической коробки передач показано на примере снятии коробки передач мод. iB5.
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 10», «на 13», «на 15», торцовая головка «на 13» с воротком-трещоткой, отвёртка с плоским лезвием.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
2. Снимите воздушный фильтр (см. Снятие и установка воздушного фильтра и глушителя шума впуска).
3. Снимите брызговик и защиту картера двигателя (см. Снятие и установка брызговика и защиты картера двигателя).
4. Слейте масло (рабочую жидкость) из коробки передач (см. Замена масла в механической коробке передач или рабочей жидкости в автоматической коробке передач).
5. Снимите приводы передних колес (см. Снятие и установка приводов передних колес).
6. Отсоедините от коробки передач тросы управления коробкой передач (см. Замена тросов управления коробкой передач).
7. Снимите полку крепления аккумуляторной батареи (см. Снятие и установка полки крепления аккумуляторной батареи).
8. Отсоедините колодку жгута проводов от выключателя света заднего хода (см. Проверка и замена выключателя света заднего хода)…
9….подденьте отвёрткой…
10….отсоедините от картера коробки передач держатель жгута проводов выключателя света заднего хода и отведите жгут в сторону.
11. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика скорости (см. Проверка и замена датчиков системы управления двигателем).
12. Поддев отвёрткой, снимите пружинный фиксатор наконечника шланга гидропривода выключения сцепления…
13….и отсоедините шланг от трубки гидропривода.
ПРИМЕЧАНИЕ: Примите меры против вытекания масла из трубки гидропривода выключения сцепления (например, заглушив отверстие трубки ветошью или деревянной пробкой).
14. Выверните болт крепления кронштейнов шлангов к картеру коробки передач…
15….и отведите кронштейн вместе со шлангами в сторону.
16. Выверните болт крепления «массовых» проводов к кронштейну кузова…
17….отсоедините провода от кронштейна и отведите их в сторону.
18. Выверните болты крепления и снимите с картера сцепления стартер, не отсоединяя от него провода (см. Снятие и установка стартера). Отведите стартер в сторону и закрепите любым способом, чтобы он не мешал дальнейшей работе.
19. Установите под двигатель надежную опору или вывесите его с помощью грузоподъемного механизма. Аналогичную опору установите под коробку передач.
20. Снимите левую опору подвески силового агрегата (см. Замена левой опоры подвески силового агрегата).
21. Выверните по одному болту крепления картера коробки передач к двигателю сверху слева…
22….и справа…
23….два болта сбоку слева…
24….и пять болтов снизу.
25. Снимите заднюю опору подвески силового агрегата (см. Замена задней опоры подвески силового агрегата).
26. Сдвиньте коробку передач назад до момента выхода первичного вала коробки из ступицы ведомого диска сцепления.
27. Сдвиньте коробку максимально назад, уберите из-под нее опору и, наклонив заднюю часть коробки вниз, снимите с автомобиля.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
28. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки.
Проверьте с помощью специальной оправки, как отцентрирован ведомый диск сцепления (см. Снятие и установка сцепления).
29. Залейте масло в коробку передач (см. Замена масла в механической коробке передач или рабочей жидкости в автоматической коробке передач).
30. Удалите воздух из гидропривода выключения сцепления (см. Прокачка гидропривода выключения сцепления).
31. При необходимости отрегулируйте привод управления коробкой передач (см. Регулировка привода управления коробкой передач).
Для снятия автоматической коробки передач выполните следующие операции.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
2. Снимите воздушный фильтр (см. Снятие и установка воздушного фильтра и глушителя шума впуска).
3. Снимите брызговик и защиту картера двигателя (см. Снятие и установка брызговика и защиты картера двигателя).
4. Слейте масло (жидкость) из коробки передач (см. Замена масла в механической коробке передач или рабочей жидкости в автоматической коробке передач).
5. Снимите приводы передних колес (см. Снятие и установка приводов передних колес).
6. Снимите полку крепления аккумуляторной батареи (см. Снятие и установка полки крепления аккумуляторной батареи).
7. Нажмите на фиксатор…
8….и отсоедините наконечник троса от рычага блока переключения коробки передач.
9. Отожмите фиксатор…
10….и отсоедините колодку жгута проводов от блока переключения коробки передач.
11. Разъедините шланги магистрали охлаждения рабочей жидкости автоматической коробки передач.
12. Снимите стартер (см. Снятие и установка стартера).
13. Отверните четыре гайки крепления гидротрансформатора к ведущему диску.
ПРИМЕЧАНИЕ: Для доступа к гайкам крепления гидротрансформатора к ведущему диску проворачивайте коленчатый вал за болт крепления шкива.
14. Установите под двигатель и коробку передач надежные опоры.
15. Снимите заднюю и левую опоры подвески силового агрегата (см. Замена задней опоры подвески силового агрегата Замена левой опоры подвески силового агрегата).
16. Выверните три болта верхнего крепления коробки передач к двигателю…
17….два боковых болта крепления…
18….четыре болта нижнего крепления и снимите автоматическую коробку передач с автомобиля.
19. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
20. Залейте рабочую жидкость в коробку передач (см. Замена масла в механической коробке передач или рабочей жидкости в автоматической коробке передач).
21. При необходимости отрегулируйте привод управления коробкой передач (см. Регулировка привода управления коробкой передач).