Основные неисправности, для устранения которых необходимо снимать коробку передач с автомобиля:
- повышенный (по сравнению с привычным) шум;
- затрудненное переключение передач;
- самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
- утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач снимают для замены сцепления, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.
Примечание. Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и пр.). Коробка передач довольно тяжелая и имеет неудобную для удерживания форму, поэтому рекомендуем снимать ее с помощником.
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 18», отвертка с плоским лезвием.
1. Установите автомобиль на подъемник или смотровую канаву.
2. Снимите защиту картера и нижнюю часть левого брызговика двигателя (см. «Снятие и установка брызговиков и защиты картера двигателя»).
3. Слейте масло из коробки передач (см. «Проверка уровня и доливка в коробку передач»).
4. Снимите аккумуляторную батарею (см. «Снятие и установка аккумуляторной батареи»).
5. Снимите с полки аккумуляторной батареи ее пластмассовую прокладку.
6. Снимите подводящий рукав воздушного фильтра.
7. Снимите электронный блок управления двигателем (см. «Снятие и установка электронного блока управления двигателем»).
8. Снимите правый и левый монтажные блоки.
Примечание. Электронный блок управления двигателем и монтажные блоки снимать необязательно. Их отсутствие облегчает доступ к креплению левой опоры подвески силового агрегата.
9. Ослабьте затяжку стяжного хомута крепления тяги управления коробкой передач к ее рычагу…
10. …пометьте любым доступным способом (например, краской) взаимное расположение тяги и рычага, чтобы при обратной сборке не нарушить регулировку привода…
11. …сдвиньте хомут по тяге…
12. …и разъедините тягу и рычаг.
13. Нажмите каким-либо заостренным предметом на фиксатор колодки жгута проводов датчика скорости…
14. …и отсоедините колодку.
15. Отсоедините от вилки выключения сцепления и кронштейна на коробке передач трос привода выключения сцепления (см. «Замена и регулировка троса привода выключения сцепления»).
16. Выверните два болта крепления «массовых» проводов к коробке передач и отсоедините провода.
17. Поддев отверткой фиксатор колодки жгута проводов выключателя света заднего хода…
18. …отсоедините колодку от выключателя.
19. Выньте моторный жгут из держателя на коробке передач и отведите его в сторону.
20. Выверните два болта крепления датчика верхней мертвой точки к картеру сцепления…
21. …и отведите датчик вместе с жгутом проводов в сторону.
22. Отжав фиксатор колодки жгута проводов датчика концентрации кислорода…
23. …разъедините колодку…
24. …и снимите колодку жгута с держателя на коробке передач.
25. Извлеките из держателя шланг сапуна коробки передач.
26. С обеих сторон автомобиля выверните по два болта крепления суппортов передних тормозных механизмов к поворотным кулакам…
27. …отведите суппорты в сторону, не отсоединяя от них тормозные шланги, и закрепите любым доступным способом (например, привязав проволокой к пружинам передней подвески)…
28. …отсоедините от рычагов поворотных кулаков рулевые тяги (см. «Замена наружного наконечника рулевой тяги»)…
29. …отверните по две гайки крепления амортизаторных стоек к поворотным кулакам и выньте болты из отверстий кулаков и стоек.
Примечание. Отсоединение суппортов передних тормозных механизмов, рулевых тяг и амортизаторных стоек необходимо для того, чтобы получить возможность отсоединить от коробки передач внутренние шарниры приводов передних колес без снятия самих приводов.
30. Отводя в стороны поворотные кулаки, отсоедините от коробки передач внутренние шарниры приводов передних колес (см. «Снятие и установка приводов передних колес»).
Внимание! При отсоединении от коробки передач внутреннего шарнира привода левого переднего колеса будьте осторожны: не уроните в картер коробки ролики шарнира, если они слабо сидят на цапфах трехшиповой ступицы шарнира.
31. Снимите стартер (см. «Снятие и установка стартера»).
32. Выверните четыре болта крепления масляного картера к картеру сцепления.
33. Снимите подрамник (см. «Снятие и установка подрамника»).
Примечание. В процессе снятия подрамника от коробки передач отсоединяют заднюю опору подвески силового агрегата.
34. Выверните два верхних болта крепления коробки передач к двигателю.
35. Установите под двигатель…
36. …и коробку передач надежные опоры.
37. Снимите левую опору подвески силового агрегата (см. «Замена левой опоры подвески силового агрегата»).
38. Отверните две гайки нижнего крепления коробки передач к двигателю слева…
39. …и справа.
40. Сдвиньте коробку передач назад до момента выхода шпилек картера сцепления из отверстий блока цилиндров. При этом первичный вал коробки должен выйти из ступицы ведомого диска сцепления.
41. Сдвиньте коробку максимально назад, уберите из-под нее опору и, наклонив заднюю часть коробки вниз, снимите ее с автомобиля.
Внимание! При снятии коробки передач не опирайте конец первичного вала о лепестки диафрагменной пружины, чтобы не деформировать их.
42. Установите коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.
Примечание. Перед установкой коробки передач рекомендуем смазать шлицы первичного вала и наружную поверхность направляющей втулки подшипника выключения сцепления тонким слоем тугоплавкой консистентной смазки. Проверьте, как отцентрирован ведомый диск сцепления с помощью специальной оправки (см. «Снятие и установка сцепления»)
43. Залейте масло в коробку передач (см. «Проверка уровня и доливка масла в коробку передач»).