Стартер — ремонт Lada Kalina ВАЗ-1119

Замечание. В зависимости от возникшей неисправности, последовательность и объем ремонтных работ могут быть изменены.

Наиболее часто возникающие неисправности стартера:

1. Перегорает обмотка или подгорают контактные болты и контактная пластина в тяговом реле. Для устранения этих неисправностей необходимо заменить тяговое реле. Это можно сделать на автомобиле, не снимая стартер.

2. Неисправна обгонная муфта привода. Для устранения этой неисправности необходимо разобрать стартер и заменить привод.

3. Изношены щетки стартера. Следует снять стартер, заменить щеточный узел и зачистить коллектор. При замене щеточного узла нет необходимости снимать привод стартера и тяговое реле.

Для выполнения работы потребуются:

  • два силовых провода (с зажимами на концах) для запуска двигателя от аккумуляторной батареи другого автомобиля;
  • съемник наружных стопорных колец;
  • омметр.

Проверка

Замечание. Проверить электрическую часть стартера можно, не разбирая его.

1. Снимаем стартер (см. выше, «Стартер — снятие и установка»).

Предупреждение! Выполняя проверку, не допускайте короткого замыкания зажима провода, соединенного с положительным выводом аккумуляторной батареи, на корпус стартера. Для этого зажим следует удлинить, например вставив в него стальную выколотку.

2. Одним проводом соединяем отрицательный вывод аккумуляторной батареи с корпусом стартера. Второй провод, соединенный с положительным выводом аккумуляторной батареи, подсоединяем к контактному болту 2 тягового реле, к которому подсоединен провод стартера. Если якорь стартера начнет вращаться, двигатель стартера исправен.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 1

3. Подсоединяем второй провод к контактному болту 1 тягового реле. Используя отвертку или другой подходящий металлический предмет, замыкаем между собой вывод 3 и контактный болт тягового реле. Если раздался громкий щелчок и якорь стартера начал вращаться, значит, тяговое реле исправно.

Для дальнейшей проверки стартера, а также для определения причины неисправности необходимо разобрать стартер.

Разборка

1. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем гайку крепления наконечника провода к выводу (контактному болту) тягового реле.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 2

2. Снимаем наконечник провода с контактного болта тягового реле.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 3

3. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем два болта крепления тягового реле.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 4

4. Снимаем тяговое реле со стартера (при этом необходимо отсоединить серьгу сердечника реле от верхнего конца рычага привода).

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 5

Рекомендация. Проверьте легкость хода сердечника тягового реле. Подсоедините к выводам тягового реле омметр и, утапливая якорь до упора, убедитесь, что замыкаются контактные болты (электрическое сопротивление близко к нулю). Неисправное тяговое реле необходимо заменить.

5. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем две гайки стяжных шпилек.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 6

6. Аккуратно отсоединив статор от передней крышки, снимаем статор со шпилек.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 7

7. Снимаем центральную шестерню планетарного редуктора (иногда шестерня остается на валу якоря).

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 8

8. Поддевая шлицевой отверткой, поочередно снимаем три планетарные шестерни редуктора.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 9

Рекомендация. Проверьте состояние планетарного редуктора. Игольчатые подшипники сателлитных шестерен не должны быть повреждены. На зубьях шестерен редуктора не должно быть сколов, задиров, следов коррозии и других повреждений. Необходимо заменить неисправные элементы редуктора (либо привод или стартер в сборе).

9. Упираясь в верхнюю часть передней крышки стартера отверткой, поддеваем опору рычага привода.

10. Извлекаем из крышки привод вместе с валом привода, рычагом привода, опорой рычага и внешней шестерней редуктора.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 10

Рекомендация. Проверьте состояние привода. Привод должен свободно, без заедания, перемещаться по шлицам вала. Шестерня привода должна свободно проворачиваться только в одном направлении, недопустимы выкрашивание зубьев и сильные забоины на заходной части зубьев. Мелкие дефекты можно устранить алмазным надфилем или абразивным бруском. Необходимо заменить неисправный и сильно изношенный привод (либо стартер в сборе).

11. Молотком через рожковый ключ на 13 мм сбиваем кольцо ограничителя хода привода стартера (при этом под шестерню редуктора следует подложить деревянный брусок или кусок плотной резины).

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 11

12. Шлицевой отверткой извлекаем из проточки вала стопорное кольцо ограничителя хода привода и снимаем с вала стопорное кольцо и кольцо ограничителя хода.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 12

13. Снимаем с вала привод в сборе с рычагом и муфтой.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 13

14. Съемником снимаем стопорное кольцо 1 муфты рычага привода.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 14

15. Снимаем с привода 4 шайбу 2, муфту 5 в сборе с рычагом привода 3.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 15

Замечание. При замене только привода дальнейшие работы по разборке стартера можно не производить.

16. Съемником снимаем стопорное кольцо опоры вала привода.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 16

17. С вала привода 1 последовательно снимаем упорную шайбу 5, опору вала 4, уплотнительное резиновое кольцо 3 и внешнюю шестерню планетарного редуктора 2.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 17

18. Крестовой отверткой отворачиваем два винта крепления щеточного узла к задней крышке стартера.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 18

19. Снимаем заднюю крышку.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 19

20. Поддев шлицевой отверткой, снимаем щеточный узел с коллектора якоря.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 20

21. Снимаем переднюю опору вала якоря.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 21

22. Снимаем с вала якоря упорную шайбу.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 22

23. Преодолевая усилие магнитов, вынимаем якорь из статора.

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 23

24. Осматриваем коллектор и обмотки якоря.

Следы обугливания обмоток не допускаются — такой якорь необходимо заменить.

25. Загрязненный коллектор зачищаем мелкозернистой наждачной бумагой, зажав вал якоря через полоску плотной бумаги в патрон электродрели. Промываем якорь водой с моющим средством для удаления грязи, угольной пыли и остатков абразива и тщательно протираем чистой ветошью насухо, обдуваем сжатым воздухом от шинного насоса.

26. Заменяем изношенные щетки (высота от рабочей кромки до вывода равна или меньше 3,5 мм) и щетки, имеющие механические повреждения.

27. Промываем детали редуктора и привода уайт-спиритом или керосином.

Сборка

Установить щеточный узел на коллектор якоря стартера можно специальной оправкой или с помощью инструментальной головки подходящего размера и формы. В случае их отсутствия установить щетки можно без этих приспособлений. Для этого:

  • 1) двумя винтами крепим щеточный узел к задней крышке стартера;
  • 2) смазываем конец вала якоря двумя каплями моторного масла;
  • 3) вставляем четыре щетки в соответствующие щеткодержатели. Не вставляя в щеткодержатели пружины щеток, надеваем щеточный узел на коллектор якоря;
  • 4) плоскогубцами с тонкими губками отгибаем наружные упоры пружин всех четырех щеток;

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 24

  • 5) вставляем в щеткодержатель пружину;

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 25

  • 6) удерживая пружину отверткой, плоскогубцами загибаем четыре упора пружины. Таким же способом устанавливаем остальные три пружины;

Lada Kalina ВАЗ-1119 Стартер ремонт, фото 26

  • 7) вставляем в статор якорь стартера с надетыми на него щеточным узлом и задней крышкой (при этом необходимо придерживать якорь, чтобы его коллектор не вышел из зацепления со щеточным узлом).

Дальнейшую сборку стартера выполняем в последовательности, обратной разборке. При этом на детали редуктора наносим смазку ШРУС-4. Перед установкой привода окунаем его в моторное масло и даем маслу стечь. Втулки, в которых вращаются валы якоря и привода, а также винтовые шлицы привода смазываем моторным маслом;

  • 8) чтобы убедиться в правильности сборки стартера, перед установкой проверяем его работоспособность, как это показано в начале раздела (см. с. 161).
Fuse2Relay.ru - предохранители и реле