Двигатель 1.3 л
Содержание
Определение рабочего зазора коренных подшипников
1. Протрите спинки подобранных вкладышей и их постели в блоке цилиндров и крышках подшипников.
2. Вложите вкладыши в свои постели, проследив, чтобы их язычки вошли в зацепление с ответными выборками в теле блока/крышек.
…постарайтесь не прикасаться к рабочим поверхностям вкладышей. Заметим, что спутать нижние вкладыши с верхними практически невозможно, ввиду асимметричности расположения направляющих язычков. Кроме того, в верхних вкладышах предусмотрена канавка.
3. Годные к употреблению старые вкладыши должны устанавливаться в блок и крышки подшипников строго в прежнем порядке.
4. При установке проточенного вала в комплекте с набором фирменных вкладышей ремонтного набора производства компании Skoda необходимость в описываемых ниже проверках отпадает.
5. Проверка рабочих зазоров коренных подшипников должна производиться при наличии малейших сомнений в оценке степени износа вала, а также в случае установки проточенного вала в комплекте с ремонтными вкладышами нефирменного производства. Определение зазором может быть произведено любым из двух описанных методов.
6. Первый метод, более сложный ввиду необходимости применения нутромеров и колумбуса, требует установки крышек коренных подшипников (с вложенными в них вкладышами) на блок. Затяните болты крепления крышек с требуемым усилием (в ходе проверки зазоров подшипников используются старые болты). Теперь нутромером/колумбусом замерьте внутренний диаметр каждого из подшипников. Далее следует вычесть из полученных результатов диаметры соответствующих коренных шеек коленчатого вала. Сравните результаты вычислений с требованиями Спецификаций.
7. Второй метод подразумевает применение специального измерительного набора Plastigage. Величина зазора определяется по степени сплющивания отрезков мягкой калиброванной проволоки из набора при сжимании их между вкладышами коренных подшипников и шейками вала. Измерение ширины расплющенных отрезков проволоки производится по нанесенной на упаковку набора шкале.
8. Информацию о поставщиках измерительных наборов можно получить на любой станции техобслуживания.
9. Вложите верхние вкладыши коренных подшипников в свои постели в блоке цилиндров, затем осторожно уложите в блок коленчатый вал. Не используйте никакой смазки — шейки вала должны быть абсолютно чистыми и сухими.
10. Нарежьте соответствующее количество отрезков калиброванной проволоки. Длина каждого из отрезков должна быть чуть короче длины коренных шеек коленчатого вала. Уложите их вдоль шеек, параллельно оси последних.
11. Протрите рабочие поверхности нижних вкладышей в крышках подшипников и смажьте их тонким слоем силиконового компаунда с целью предотвращения прилипания калиброванной проволоки. Установите крышки на свои штатные места в двигателе — сверяйтесь с заводской маркировкой. Вверните старые крепежные болты и затяните их с требуемым усилием. Не допускайте проворачивания коленчатого вала после укладывания на него калиброванной проволоки.
12. В несколько приемов равномерно ослабьте, затем выверните крепежные болты и снимите крышки, следя за тем, чтобы не нарушить целостность расплющенных отрезков проволоки.
13. По шкале, нанесенной на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочего зазора подшипников по степени сплющивания калиброванной проволоки — не забывайте, что на упаковке могут быть нанесены две шкалы (дюймовая и метрическая). Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций.
14. Если величина зазора выходит за допустимые пределы, проверьте не попала ли под спинку вкладыша грязь или посторонние частицы. Протрите спинки вкладышей и их постели и повторите проверку. При повторении отрицательного результата проверьте правильность подбора вкладышей (см. Раздел Замена сальника промежуточного вала). Если калиброванная проволока оказывается расплющенной с одного конца больше, чем с другого, следовательно, шейка имеет конусность и подлежит проточке.
15. Если величина зазора оказывается чрезмерной, несмотря на правильность подбора вкладышей, шейки вала следует проточить под установку вкладышей следующего ремонтного размера (см. Раздел Замена сальника промежуточного вала).
16. В заключение, удостоверившись в соответствии величин рабочего зазора подшипников нормативным требованиям, удалите следы расплющенной проволоки с шеек вала, осторожно соскоблив их краем старой кредитной карточки.
Окончательная установка коленчатого вала
1. Аккуратно извлеките коленчатый вал из блока цилиндров.
2. В соответствии с инструкциями, изложенными выше, уложите вкладыши коренных подшипников в свои постели в блоке цилиндров и крышках. При установке новых вкладышей проследите, чтобы с их поверхности была полностью удалена консервирующая смазка — промойте вкладыши керосином, затем тщательно протрите чистой неворсящейся ветошью. Протрите также коренные шейки коленчатого вала. Обильно смажьте верхние вкладыши коренных подшипников коленчатого вала в блоке чистым моторным маслом требуемого сорта.
3. Наденьте на правую цапфу коленчатого вала внутреннюю упорную шайбу. Проследите, чтобы шайбы оказалась установлена канавками маслотоков к щеке кривошипа.
4. Проследив за правильностью его посадки, аккуратно уложите коленчатый вал в блок цилиндров, затем, смажьте нижние вкладыши и шейки вала чистым двигательным маслом.
5. Разверните упорную шайбу язычком вверх, чтобы при установке крышки первого коренного подшипника он попал в предусмотренную в ней ответную выборку.
6. В соответствии с маркировкой, установите на свои места крышки коренных подшипников. Добейтесь совмещения язычка упорной шайбы с ответной выборкой в крышке первого подшипника, затем плотно посадите шайбу в приемное углубление.
7. Вверните болты крепления крышек и в несколько приемов равномерно затяните их с требуемым усилием.
8. Проверьте свободу проворачивания коленчатого вала и измерьте величину его осевого люфта (см. Раздел Снятие и проверка состояния коленчатого вала). Прежде чем затягивать болт шкива коленчатого вала удостоверьтесь в четкости попадания язычков внутренней и наружной упорных шайб в ответные выборки в крышке подшипника. Нечеткость расположения шайб может привести к их разрушению в результате заклинивания вала при затягивании болта шкива.
9. Удалите с сопрягаемых поверхностей кожуха заднего сальника и блока цилиндров все следы материала старой прокладки и герметика.
10. Аккуратно поддев, извлеките из кожуха старый сальник и замените его новым, перпендикулярно посадив его на упорные плечики кожуха (губками внутрь). В случае необходимости воспользуйтесь для посадки сальника молотком с мягким бойком.
11. Если при демонтаже кожух был оборудован уплотнительной прокладкой, установите на блок новую прокладку, аккуратно посадив ее на направляющие штифты. Если прокладка не была предусмотрена, нанесите на сопрягаемую поверхность кожуха тонкий слой прокладочного герметика.
12. Аккуратно надевая сальник на цапфу вала, прижмите кожух к блоку, проследив за правильностью посадки его на направляющие штифты.
13. Вверните крепежные винты и прочно затяните их. При использовании прокладки аккуратно обрежьте выступающий ее край острым ножом.
14. Теперь можно приступать к установке шатунно-поршневых сборок (см. Раздел Маховик — снятие, проверка и установка).
Двигатели 1.6 л и дизельный
1. Уложите блок цилиндров на чистую горизонтальную рабочую поверхность картером вверх. Отболтите крышки подшипников, аккуратно снимите их с блока и разложите в порядке установки на двигателе. Если еще не проделали этого, извлеките из своих постелей в крышках и блоке вкладыши подшипников и тщательно протрите их чистой неворсящейся ветошью.
А — Выборка в деле подшипника; В — Язычок вкладыша; С — Масляное отверстие
2. Протрите спинки вкладышей и их постели в блоке цилиндров и крышках подшипников. Вложите вкладыши в постели, проследив, чтобы их язычки вошли в зацепление с ответными выборками в теле блока/крышек, а масляные отверстия правильным образом совместились. Ни в коем случае не пытайтесь застукивать вкладыши в постели молотком — их рабочие поверхности должны оставаться нетронутыми.
3. Еще раз тщательно протрите ветошью рабочие поверхности вкладышей и шейки вала. Удостоверьтесь в проходимости маслотоков в теле коленчатого вала.
4. Аккуратно вложите коленчатый вал в картер — постарайтесь не допустить смещения вкладышей.
Определение рабочего зазора коренных подшипников
1. Обратитесь к материалам подраздела Определение рабочего зазора коренных подшипников с той поправкой, что крепеж крышек должен затягиваться лишь с усилием 1-й стадии.
Окончательная установка коленчатого вала
2. Осторожно извлеките коленчатый вал из блока. Протрите поверхности вкладышей. Установите упорные шайбы (полукольца) с обеих сторон постели № 3, расположенной между вторым и третьим цилиндрами. Для временной фиксации полуколец воспользуйтесь консистентной смазкой и проследите за правильностью посадки их в приемных выборках.
Примечание. Упорные полукольца устанавливаются канавками маслотоков наружу.
3. Смажьте верхние вкладыши подшипников чистым двигательным маслом.
4. Вложите коленчатый вал в блок таким образом, чтобы кривошипы второго и третьего цилиндров оказались в положениях ВМТ, а первого и четвертого — в НМТ.
5. Смажьте нижние вкладыши в крышках подшипников, установите упорные полукольца в выборки крышки 3-го подшипника. Выступающие язычки полуколец должны попасть в ответные углубления на стенках крышки.
6. В правильном порядке установите крышки коренных подшипников на двигатель (первым является подшипник, ближайший к ремню привода ГРМ). Проследите, чтобы выборки под направляющие язычки вкладышей в крышках и постелях блока оказались совмещены. Вверните болты крепления крышек (на дизельном двигателе — новые) и затяните их от установки.
7. Двигаясь от центра наружу, затяните болты с усилием первой стадии.
8. Действуя в прежнем порядке, дотяните болты на угол 2-й стадии затягивания (воспользуйтесь угломером или специально изготовленным из плотного картона шаблоном).
9. Установите сборку кожуха заднего сальника с вложенным в нее новым сальником.
10. Проверьте свободу проворачивания коленчатого вала. В случае выявления рывков и точек закусывания, не откладывая, расследуйте и устраните причину — еще раз проверьте рабочие зазоры в подшипниках.
11. Проверьте осевой люфт вала (см. Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров). Если упорные поверхности вала не изношены, а полукольца заменены, люфт должен быть в норме.