С начала выпуска автомобилей по мере совершенствования конструкции устанавливались следующие типы карбюраторов: вместо карбюратора 2101-1107010 с 1974 г. стали устанавливать 2101-1107010-02; с 1977 г. — 2.101-1107010-03; а с 1979 г. на автомобили ВАЗ-2101, -21011, -21013, -2102, -21021 устанавливаются карбюраторы типа «Озон» 2105-1107010-20 вместе с новыми распределителями зажигания, имеющими вакуумный регулятор опережения зажигания. Со старыми распределителями зажигания (без вакуумного регулятора) устанавливают карбюратор 2105-1107010-10, поступающий в запасные части и отличающийся от 2105-1107010-20 в основном отсутствием отбора разрежения для вакуумного регулятора.
Карбюраторы с соответствующими распределителями зажигания взаимозаменяемы между собой. Основные данные приведены в табл. 3.
Карбюратор 2105-1107010-20
Содержание
Эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком (рис. 32). Имеет балансированную поплавковую камеру, главные дозирующие системы, обогатительное устройство (эконостат), систему холостого хода, переходную систему, диафрагменное пусковое устройство, золотниковое устройство отсоса картерных газов, пневматический привод дроссельной заслонки вторичной камеры.
Рис. 32. Карбюратор 2105-1107010-20:
1 — воздушная заслонка; 2 — диафрагменное пусковое устройство; 3 — трехплечий рычаг; 4 — телескопическая тяга; 5 — рычаг привода дроссельной заслонки первой камеры; 6 — рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки вторичной камеры; 7 — возвратная пружина; 8 — тяга, связывающая дроссельную заслонку первичной камеры с трехплечим рычагом; 9 — шток пневмопривода; 10 — пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры.
Главные дозирующие системы
Предназначены для подготовки горючей смеси необходимого состава на режимах дросселирования (малых и средних нагрузках двигателя), Топливо через игольчатый клапан 28 (рис. 33) поступает в поплавковую камеру 4. Поплавок 32 поддерживает необходимый уровень топлива. Из поплавковой камеры топливо через главные топливные жиклеры 34 и 45 поступает в эмульсионные колодцы, смешивается с воздухом, выходящим из отверстий эмульсионных трубок 35, 44 и поступающим в них через главные воздушные жиклеры 9 и 19. Затем через распылители 12 эмульсия попадает в малые и большие диффузоры карбюратора.
Рис. 33. Схема карбюратора:
1 — рычаг ускорительного насоса; 2 — регулировочный винт; 3 — пробка; 4 — поплавковая камера; 5 — топливный жиклер переходной системы; 6 — воздушный жиклер эконостата; 7 — воздушный жиклер переходной системы; 8 — топливный жиклер эконостата; 9 — главный воздушный жиклер вторичной камеры; 10 — эмульсионный жиклер эконостата; 11 — распылитель эконостата; 12 — распылитель главной дозирующей системы вторичной камеры; 13 — малый диффузор вторичной камеры; 14 — клапан-винт ускорительного насоса; 15 — распылитель ускорительного насоса; 16 — малый диффузор первичной камеры; 17 — воздушная заслонка; 18 — переходные втулки; 19 — главный воздушный жиклер первичной камеры; 20 -жиклер пускового устройства; 21 — тяга привода пускового устройства; 22 — корпус пускового устройства; 23 — шток; 24 — диафрагма пускового устройства; 25 — регулировочный винт пускового устройства; 26 — воздушный жиклер холостого хода; 27 — седло игольчатого клапана; 28 — игольчатый клапан; 29 — фильтр; 30 — кронштейн с упором; 31 — шарик демпфера; 32 — поплавок; 33 — топливный жиклер холостого хода; 34 — главный топливный жиклер первичной камеры; 35 — эмульсионная трубка первичной камеры; 36 — регулировочный винт качества смеси; 37 — регулировочный винт количества смеси; 38 — смесительная втулка; 39 — дроссельная заслонка первичной камеры; 40 — первичная смесительная камера; 41 — вторичная смесительная камера; 42 — дроссельная заслонка вторичной камеры; 43 — нерегулируемые отверстия переходной системы; 44 — эмульсионная трубка вторичной камеры; 45 — главный топливный жиклер вторичной камеры; 46 — обратный клапан ускорительного насоса; 47 — перепускной жиклер ускорительного насоса; 48 — диафрагма ускорительного насоса.
Главные топливные жиклеры 34 и имеют маркировку, выбитую на боковой поверхности головки (например, 107 или 162), которая обозначает диаметр отверстия жиклера (1,07 или 1,62 мм). Главные воздушные жиклеры 9 к 19 имеют маркировку на верхней плоскости (например, 170 или 190) и обозначают тоже диаметр отверстий жиклеров (1,70 или 1,90 мм). На цилиндрическую поверхность эмульсионных трубок 35 и 44 наносится маркировка, которая обозначает номер тарировки трубки (например, 15). На малых диффузорах 13, 16 также имеется маркировка (например, 3,5 и 4,5), обозначающая номер тарировки отверстия распылителя 12.
Эконостат
Обогащает горючую смесь на максимальных скоростных режимах двигателя, включается во вторичную камеру. Топливо из поплавковой камеры 4 (см. рис. 33) через топливный жиклер 8 эконостата поступает в каналы, расположенные в крышке карбюратора, где подмешивается воздух из жиклера 6.
Топливовоздушная эмульсия по каналу проходит через эмульсионный жиклер 10 и поступает через распылитель 11 в диффузор. Эконостат вступает в работу на скоростных режимах, близких к максимальному, при полностью открытых дроссельных заслонках.
Система холостого хода
Приготовляет обогащенную горячую смесь на холостом ходу двигателя. Топливо из эмульсионного колодца поступает к жиклеру 33 (см. рис. 33) холостого хода и смешивается с воздухом, поступающим через воздушный жиклер 26. Затем в виде эмульсии проходит по эмульсионному каналу и выходит через отверстия в задроссельное пространство. Выход эмульсии регулируется винтом 37 количества смеси и винтом 36 качества смеси. Выходное отверстие выше винтов обеспечивает отсутствие ’’провалов» в работе двигателя в момент открытия дроссельной заслонки. Для предотвращения нарушения заводской регулировки холостого хода на винты 36, 37 напрессованы пластмассовые ограничительные втулки, позволяющие поворачивать регулировочные винты только на пол-оборота. На заводе устанавливают втулки синего, а на станциях технического обслуживания — красного цветов.
Переходная система
Обеспечивает отсутствие ’’провалов» в работе двигателя в начале открытия дроссельной заслонки вторичной камеры и обогащает горючую смесь при максимальном скоростном режиме работы двигателя (дроссельные заслонки открыты). Под действием разрежения на выходных отверстиях 43 (см. рис. 33) топливо из эмульсионного колодца через топливный канал, топливный жиклер 5 переходной системы, смешиваясь с воздухом из жиклера 7, по каналу через отверстия поступает в задроссельное пространство. На цилиндрическом пояске жиклера 5 имеется маркировка, указывающая диаметр отверстия жиклера.
Ускорительный насос
Обогащает горючую смесь при резком открытии дроссельной заслонки, обеспечивая хорошую приемистость автомобиля. При резком открытии дроссельной заслонки 39 (см. рис. 33) кулачок на оси заслонки нажимает на рычаг 1 и через толкатель действует на диафрагму 48, преодолевая сопротивление возвратной пружины. Диафрагма подает топливо по каналу и впрыскивает через распылитель 15 в первичную смесительную камеру. Часть топлива перепускается через перепускной жиклер 47 обратно в поплавковую камеру. Перепускной жиклер подобран таким образом, чтобы при плавном открытии дроссельной заслонки все топливо перепускалось в поплавковую камеру. Профиль кулачка обеспечивает двойной впрыск. Второй впрыск совпадает с началом открытия дроссельной заслонки вторичной камеры.
На распылителе 12 имеется маркировка (например, 40), указывающая диаметр отверстия распылителя (0,40 мм).
Пусковое устройство
Обеспечивает пуск холодного двигателя. Состоит из воздушной заслонки 2 (рис. 34) над первичной смесительной камерой, трехплечего рычага 1, телескопической тяги, тяги 7 привода дроссельной заслонки и диафрагменного устройства. Рычаг 1 соединяется тягой с кнопкой ручного управления в салоне под панелью приборов, При вытягивании кнопки трехплечий рычаг через тягу 7 приоткрывает дроссельную заслонку первичной камеры, а телескопическая тяга, поворачивая рычаг воздушной заслонки, прикрывает воздушную заслонку, Тяга 3, соединенная с рычагом воздушной заслонки, перемещается по пазу штока 4 и занимает крайнее левое положение.
При первых вспышках в цилиндрах холодного двигателя и последующей работе на холостом ходу разрежение из задроссельного пространства по воздушному каналу передается в полость диафрагматного механизма. Диафрагма действует на шток 4, тягу 3 и приоткрывает воздушную заслонку, обеспечивая необходимый состав горючей смеси. Пружина в телескопической тяге позволяет воздушной заслонке занимать промежуточные положения в зависимости от величины разрежения в задроссельном пространстве. По мере прогрева двигателя воздушная заслонка открывается вручную кнопкой из салона автомобиля.
Пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры
Предназначен для плавного включения главной дозирующей системы вторичной камеры (рис. 35) и исключения необходимости сильного обогащения горючей смеси по сравнению с карбюраторами с последовательным открытием дроссельных заслонок. Пневмопривод автоматически регулирует положение заслонки в зависимости от скоростного режима работы двигателя.
Рис. 35. Пневмопривод дроссельной заслонки вторичной камеры карбюраторов 2105-1107010-20 и 2105-1107010-10:
1 — жиклер пневмопривода, расположенный в диффузоре первичной камеры; 2 — рычаг привода дроссельных заслонок; 3 — рычаг, жестко связанный с осью дроссельной заслонки первичной камеры; 4 — рычаг, ограничивающий открытие дроссельной заслонки вторичной камеры; 5 — жиклер пневмопривода, расположенный в диффузоре вторичной смесительной камеры; 6 — рычаг, связанный с рычагом 9 через пружину; 7 — ось дроссельной заслонки вторичной камеры; 8 — шток пневмопривода; 9 — рычаг управления дроссельной заслонкой вторичной камеры; 10 — канал подвода разрежения в пневмопривод; 11 — втулка штока; 12 — рабочая полость пневмопривода.
При открытой дроссельной заслонке первой камеры с увеличением нагрузки на автомобиль частота вращения коленчатого вала, а следовательно, и разрежение в смесительных камерах уменьшаются, заслонка вторичной камеры прикрывается. Основной поток воздуха будет проходить через первичную смесительную камеру, улучшая распыление топлива. При резком опускании педали управления дроссельной заслонкой первичной камеры заслонка .первичной камеры закрывается и рычаг 4 принудительно закрывает дроссельную заслонку вторичной камеры, предотвращая увеличение частоты вращения коленчатого вала. Возможность самоколебания механизма пневмопривода исключается соединением полости 12 с диффузорами как вторичной, так и первичной смесительными камерами через жиклеры 1 и 5.
Привод управления карбюратором
Дроссельная заслонка открывается от педали 9 (рис. 36), которая крепится на рычаге валика 12. Валик устанавливается шарнирно в двух кронштейнах 13, которые крепятся на щитке передка кузова. К валику приварены рычаги и Действие с рычага 14 передается на продольную тягу 2, промежуточный рычаг 15, поперечную тягу 1 и далее на рычаг привода дроссельной заслонки. Тяги и 2 имеют пластмассовые регулируемые наконечники.
Рис. 36. Привод управления карбюратором:
1 — поперечная тяга; 2 — продольная тяга; 3 — скоба крепления тяги; 4 — трос управления воздушной заслонкой; 5 и 7 — уплотнители; 6 — рукоятка троса; 8 — стопорная шайба; 9 — педаль управления дроссельными заслонками; 10 — возвратная пружина; 11 — рычаг; 12 — валик; 13 — кронштейн крепления валика; 14 — рычаг; 15 — промежуточный рычаг; 16 — винт крепления возвратной пружины; 17 — возвратная пружина.
Воздушная заслонка управляется кнопкой 6, которая соединяется тягой 4 с рычагом привода воздушной заслонки. Оболочку тяги крепят на крышке пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры. При полностью вытянутой кнопке воздушная заслонка должна быть полностью закрыта, а при утопленной — полностью открыта.
Карбюратор 2101-1107010-03
Отличается от карбюраторов 2105-1107010-20 и 2105-1107010-10 диаметрами жиклеров (см. табл. 3) и наличием подогрева корпуса дроссельных заслонок. Карбюратор с последовательным открытием дроссельных заслонок не имеет пневмопривода дроссельной заслонки вторичной камеры. Ограничительная втулка в системе холостого хода устанавливается только на винт качества смеси.
Карбюраторы 2101-1107010 и 2101-1107010-02
Отличаются от 2105-1107010-20, а также друг от друга диаметрами жиклеров. Карбюраторы с последовательным открытием дроссельных заслонок имеют клапан разбалансировки поплавковой камеры и подогрев корпуса дроссельных заслонок.
Клапан разбалансировки поплавковой камеры облегчает пуск горячего двигателя, предотвращая попадание паров топлива во входной тракт двигателя, которое может привести к чрезмерному обогащению смеси и, следовательно, к затрудненному пуску. При закрытых дроссельных заслонках поплавковая камера через клапан соединяется с атмосферой. При повороте дроссельной заслонки рычаг привода клапана освобождается, и клапан, закрываясь, разобщает поплавковую камеру с атмосферой.