Устройство системы смазки ВАЗ-2109

Система смазки двигателя предназначена для подвода масла к трущимся поверхностям с целью уменьшения трения и повышения механического КПД двигателя, уменьшения износа трущихся деталей, охлаждения их и очистки от механических и других вредных примесей, являющихся продуктами износа и сгорания горюче-смазочных материалов.

Смазка трущихся деталей наряду с подбором материалов и вида обработки их поверхностей повышает долговечность двигателя. Очистка циркулирующего масла от механических и других примесей обеспечивается масляным фильтром с бумажным фильтрующим элементом.

Масло для двигателя имеет комплекс присадок, обеспечивающих высокие смазочные свойства масла, стойкость против окисления и возможность работы в широком интервале температур.

Необходимый для нормальной работы двигателя запас масла находится непосредственно в масляном картере 20 (рис. 36) двигателя. Заправку масла в картер двигателя производят через маслоналивную горловину, герметически закрываемую крышкой 2. Уровень масла контролируется по меткам на указателе. Отработанное масло сливают из системы через отверстие, закрываемое резьбовой сливной пробкой 19. Вместимость системы смазки 3,5 л.

ВАЗ-2109 Устройство системы смазки, фото 1

Рис. 36. Система смазки:

1 — патрубок отвода чартерных газов в корпус воздушного фильтра; 2 — крышка маслоналивной горловины: 3 — патрубок отсоса картерных газов в задроссельное пространство карбюратора; 4 — патрубок вытяжного шланга; 5 канал подачи масла к подшипнику распределительного вала; 6 — масляная магистраль в головке блока; 7 — распределительный вал; 8 — датчик контрольной лампы давления масла; 9 — канал подачи масла от насоса к фильтру; 10 — редукционный клапан насоса; 11 — ведущая шестерня масляного насоса; 12 — ведомая шестерня масляного насоса; 13 — серповидный выступ между шестернями; 14 — канал подачи масла из фильтра в главную масляную магистраль: 15 — канал поступления масла от маслоприемника к насосу; 16 — противодренажный клапан; 17 — маслоприемник; 18 — фильтрующий элемент; 19 — сливная пробка; 20 — масляный картер; 21 — перепускной клапан; 22 — канал подачи масла от коренного подшипника к шатунному; 23 — канал подачи масла к коренному подшипнику коленчатого вала; 24 — главная масляная магистраль; 25 — канал подачи масла из главной магистрали в магистраль головки блока.

Система смазки двигателя комбинированная, при которой часть деталей смазывается под давлением, часть самотеком и часть разбрызгиванием. Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опоры распределительного вала. Маслом, вытекающим из зазоров и разбрызгиваемым движущимися деталями, смазываются стенки цилиндров, поршни с поршневыми кольцами, поршневые пальцы в бобышках поршня, кулачки распределительного вала, толкатели клапанов, а также стержни клапанов в их направляющих втулках.

Система смазки включает масляный картер 20, маслоприемник 17 с фильтрующей сеткой, масляный насос и редукционный клапан 10, систему масляных каналов в блоке и головке цилиндров, коленчатом валу, полнопоточный фильтр очистки масла с фильтрующим элементом 18, перепускным клапаном 21 и противодренажным клапаном 16, указатель уровня масла и маслоналивную горловину.

Все узлы системы на рассматриваемых автомобилях взаимозаменяемы. Минимальное давление масла в системе контролируется датчиком 8, который ввертывается в отверстие масляной магистрали 6 в головке цилиндров, соединяемой с главной масляной магистралью 24 в блоке цилиндров. Давление масла должно быть не менее 0,8 кгс/см2 при 750… 800 об/мин. При падении давления масла ниже допустимого загорается красным цветом одна из контрольных ламп светового табло «Stop» на щитке приборов.

Циркуляция масла при работе двигателя происходит следующим образом. Масляный насос, расположенный на переднем конце коленчатого вала, засасывает масло через фильтрующую сетку маслоприемника 17, приемную трубку и канал в корпусе насоса и подает его по каналу 9 в блоке цилиндров к полнопоточному масляному фильтру. В фильтре масло очищается от механических примесей и смолистых веществ. Отфильтрованное масло по каналу 14 поступает в главную масляную магистраль 24, проходящую вдоль блока цилиндров, а оттуда по каналам 23 в перегородках блока цилиндров подводится к коренным подшипникам коленчатого вала. Во вкладышах коренных подшипников имеются по два отверстия, через которые масло проникает в кольцевые канавки на внутренней поверхности вкладышей. Из этих канавок часть масла идет на смазку коренных подшипников, а другая часть по каналам, просверленным в шейках и щеках коленчатого вала, к подшипникам нижних головок шатунов. Из бокового отверстия шатунного подшипника струя масла попадает на зеркало цилиндра в момент совпадения отверстия подшипника с каналом в шатунной шейке. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в поршне отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня.

В шатунных шейках коленчатого вала происходит также центробежная очистка масла от посторонних включений, содержащихся в масле, которые скапливаются в наклонных каналах под действием центробежных сил в пространстве от отверстий в шатунной шейке до заглушки масляного канала коленчатого вала.

Из главной масляной магистрали масло по вертикальному каналу 25 в блоке и головке цилиндров подводится также в масляную магистраль 6 головки цилиндров, а оттуда по каналам 5 к подшипникам распределительного вала. Вытекающим из подшипников распределительного вала маслом смазываются рабочие поверхности кулачков и толкателей клапанов. Масло, собирающееся под крышкой головки цилиндров, стекает к левой стороне двигателя и через окна в головке и каналы в блоке цилиндров сливается в масляный картер.

Давление масла на прогретом двигателе при средних оборотах коленчатого вала составляет 3,5…4,5 кгс/см2.

Для того чтобы при работе двигателя на любом режиме обеспечить необходимое давление масла в магистрали, а также чтобы компенсировать увеличивающийся по мере износа двигателя расход масла, масляный насос имеет избыточную производительность.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле