Снятие коленчатого вала
Содержание
Для снятия коленчатого вала необходимо снять двигатель.
В нижеследующем описании предполагается, что необходимые детали уже сняты в соответствии с приведенным описанием.
Описание работ приводится раздельно для различных типов двигателей.
Двигатель OHC 2.0 л
1. Слейте двигательное масло в емкость, отвернув сливную пробку.
2. Снимите поддон картера и масляный насос, как описано в соответствующем разделе.
3. Удерживая отверткой от проворачивания зубчатый венец маховика, отверните болты его крепления. В большинстве случаев болты отворачивают накидным ключом без удержания маховика. Для этого накидной ключ устанавливают под прямым углом к линии, проходящей через оси маховика и отворачиваемого болта, и по нему наносят удар рукой. Для удержания сцепления используют стальную пластину с двумя просверленными отверстиями. Пластина крепится болтами маховика к сцеплению. Подоприте двигатель и отверните болты. Болты сразу же выбросите, т. к. использовать их вторично нельзя. Болты затяните на требуемый угол.
4. Аналогичным образом снимите приводной диск (автоматическая коробка передач).
5. Отверните болты и снимите поддон картера.
6. Снимите зубчатый ремень и головку цилиндров (см. отдельное описание).
7. При необходимости снятия только коленчатого вала, поршни с шатуном могут остаться в цилиндрах. В противном случае они должны быть вынуты, как описано ранее в разделе Головка цилиндров и клапаны. Если поршни с шатунами остаются в цилиндрах, пометьте крышки шатунов и снимите, храните их вместе с вкладышами. Шатунные болты при этом необходимо заменить.
8. Установите индикатор у передней стороны блока цилиндров так, чтобы его измерительный наконечник упирался в крайнюю шейку коленчатого вала, как показано на иллюстр. Прижмите коленчатый вал отверткой к одной стороне и установите индикатор на ноль. Отожмите коленчатый вал в другую сторону. Показание индикатора представляет собой осевой люфт коленчатого вала. Запишите полученное значение. Если люфт вышел за установленные пределы, это необходимо учесть при сборке.
При отсутствии индикатора люфт может быть измерен щупом на центральном подшипнике между фланцем подшипника и плоскостью коленчатого вала.
9. Пометьте крышки коренных подшипников и равномерно отверните болты их крепления с внешней стороны по направлению к внутренней. Снимите крышки. Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны.
10. Снимите вкладыши с шеек коленчатого вала и храните их в комплекте с соответствующей крышкой.
11. С одного из подшипников снимите упорные полукольца для регулировки осевого люфта.
12. Осторожно выньте коленчатый вал из блока цилиндров. Следите за тем, чтобы не повредить зубчатое колесо датчика числа оборотов, если он имеется.
13. Выньте из нижней части блока цилиндров оставшиеся вкладыши и соедините в один комплект с другими половинами и крышками. Пометьте вкладыши.
Двигатель OHC 2.4 л
1. Установите и закрепите двигатель на стенде.
2. Слейте двигательное масло в емкость, отвернув сливную пробку.
3. Снимите головку цилиндров, как было описано в отношении рассматриваемого двигателя.
4. Отверните болт крепления вентилятора с вязкостной муфтой, как показано на иллюстр. C обратной стороны вентилятор удерживается ключом за шестигранник. Подробности этой операции описаны в соответствующем разделе.
Внимание! Болт крепления вентилятора имеет левую резьбу.
5. Ослабьте болт (А) крепления натяжного устройства генератора на иллюстр., отожмите генератор внутрь и снимите клиновой ремень.
6. Отверните болт крепления кабеля массы от головки цилиндров, отожмите генератор вниз и снимите вместе с кронштейном, отсоединив последний.
7. Отверните клеммный болт у основания распределителя зажигания и снимите распределитель.
8. Отверните накидным ключом болт крепления шкива коленчатого вала, удерживая маховик отверткой от проворачивания. Для удержания маховика имеется также специальная блокировка.
9. Отверните болты крепления и снимите насос охлаждающей жидкости (иллюстр.).
10. Снимите в указанной последовательности устройство натяжения цепи привода распределительного вала, картер привода распределения и поддон картера. Если двигатель находится в положении, показанном на иллюстр., отверните болты, показанные стрелками.
11. Снимите косозубую шестерню с вала распределителя зажигания.
12. Нанесите краской на цепь привода стрелку, указывающую направление ее вращения и снимите звездочку вместе с цепью.
13. Снимите съемником звездочку коленчатого вала. Между упорным винтом съемника и торцом коленчатого вала обязательно положите прокладку.
14. Пометьте взаимное положение корзины сцепления и маховика, отверните болты и снимите корзину. Описание разборки сцепления приведено в соответствующем разделе. В маховик ввернут стопорный болт (иллюстр.). Его положение должно быть отмечено перед разборкой узла.
15. Пометьте все крышки шатунных подшипников, начиная с цифры «1» со стороны насоса охлаждающей жидкости.
Отверните болты и снимите приемную трубу масляного насоса.
16. Если необходимо снять только коленчатый вал, то поршни с шатунами могут остаться в цилиндрах. В противном случае снимаются и поршни, и шатуны, как описано в разделе Головка цилиндров и клапаны. Если поршни и шатуны остаются в блоке цилиндров, пометьте по порядку крышки шатунов и снимите их вместе с вкладышами.
17. Измерьте осевой зазор коленчатого вала.
Установите индикатор у передней стороны блока цилиндров так, чтобы его измерительный наконечник упирался в крайнюю шейку коленчатого вала, как показано на иллюстр. 8. Прижмите коленчатый вал отверткой к одной стороне и установите индикатор на ноль. Отожмите коленчатый вал в другую сторону. Показание индикатора представляет собой осевой люфт коленчатого вала. Запишите полученное значение. Если люфт вышел за установленные пределы, это необходимо учесть при сборке.
При отсутствии индикатора люфт может быть измерен щупом на центральном подшипнике между фланцем подшипника и плоскостью коленчатого вала.
18. Пометьте крышки коренных подшипников и равномерно отверните болты их крепления с внешней стороны по направлению к внутренней. Снимите крышки. Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны.
19. Снимите вкладыши с шеек коленчатого вала и храните их в комплекте с соответствующей крышкой.
С одного из подшипников снимите упорные полукольца для регулировки осевого люфта.
20. Осторожно выньте коленчатый вал из блока цилиндров. Следите за тем, чтобы не повредить зубчатое колесо датчика числа оборотов, если он имеется.
21. Выньте из нижней части блока цилиндров оставшиеся вкладыши и соедините в один комплект с другими половинами и крышками. Пометьте вкладыши.
Двигатель DOHC
1. Закрепите двигатель на стенде, отверните болты и отсоедините балку подвески двигателя от блока цилиндров.
2. Если двигательное масло еще не слито, выверните сливную пробку и слейте масло в емкость.
3. Снимите поддон картера и масляный насос, как описано в соответствующем разделе. При этом необходимо принять во внимание год выпуска автомобиля, так как после 1997 года конструкция масляного насоса была изменена.
4. У двигателя с 1997 г. выпуска снимите подшипниковый мост и маслоотбойный лист. Описание этой работы приводится отдельно.
5. Удерживая отверткой от проворачивания зубчатый венец маховика, отверните болты его крепления. В большинстве случаев боты отворачиваются накидным ключом без удержания маховика. Для этого накидной ключ устанавливается под прямым углом к линии, проходящей через оси маховика и отворачиваемого болта и по нему наносится удар рукой. Для удержания сцепления используется стальная пластина с двумя просверленными отверстиями. Пластина крепится болтами маховика к сцеплению. Подоприте двигатель и отверните болты. Болты сразу же выбросите, т.к. использовать их нельзя. Болты затяните с угловым контролем.
6. Снимите зубчатый ремень и головку цилиндров (см. отдельное описание).
7. При необходимости снятия только коленчатого вала, поршни с шатуном могут остаться в цилиндрах. В противном случае они должны быть вынуты, как описано в разделе Головка цилиндров и клапаны. Если поршни с шатунами остаются в цилиндрах, пометьте крышки шатунов и снимите, храните их вместе с вкладышами. Шатунные болты при этом необходимо заменить.
8. Установите индикатор у передней стороны блока цилиндров так, чтобы его измерительный наконечник упирался в крайнюю шейку коленчатого вала, как показано на иллюстр. 8. Прижмите коленчатый вал отверткой к одной стороне и установите индикатор на ноль. Отожмите коленчатый вал в другую сторону. Показание индикатора представляет собой осевой люфт коленчатого вала. Запишите полученное значение. Если люфт вышел за установленные пределы, это необходимо учесть при сборке.
При отсутствии индикатора люфт может быть измерен щупом на центральном подшипнике между фланцем подшипника и плоскостью коленчатого вала.
9. Пометьте крышки коренных подшипников и равномерно отверните болты их крепления с внешней стороны по направлению к внутренней. Снимите крышки. Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны.
10. Снимите вкладыши с шеек коленчатого вала и храните их в комплекте с соответствующей крышкой.
С одного из подшипников снимите упорные полукольца для регулировки осевого люфта.
11. Осторожно выньте коленчатый вал из блока цилиндров. Следите за тем, чтобы не повредить зубчатое колесо датчика числа оборотов, если он имеется.
12. Выньте из нижней части блока цилиндров оставшиеся вкладыши и соедините в один комплект с другими половинами и крышками. Пометьте вкладыши.
Проверка деталей коленчатого вала
1. Тщательно проверьте коленчатый вал на наличие повреждений и измерьте диаметры шатунных и коренных шеек. Шатунные и коренные шейки могут несколько раз перешлифовываться, после чего могут использоваться вкладыши уменьшенного ремонтного размера. Ввиду наличия различных маркировок выбор вкладышей достаточно труден. Поэтому рассматриваемую операцию лучше всего выполнить в условиях автомастерской.
2. Установите коленчатый вал в центрах токарного станка (или в призмы цапфами) и проверьте индикатором биение средней коренной шейки. Биение не должно превышать 0.03 мм. В случае превышения указанной величины коленчатый вал заменяется. В случае отсутствия индикатора коленчатый вал можно уложить с хорошо очищенными вкладышами в блок цилиндров и измерить биение средней шейки индикатором (см. иллюстр.).
3a. Измерьте зазоры коренных и шатунных подшипников:
- Тщательно очистите вкладыши и установите их в постели блока цилиндров или шатуны.
- Уложите отрезки пластмассовой проволоки «Plastigage» на все коренные шейки, как показано на иллюстр. 3а, и закройте шейки крышками подшипников с вкладышами.
Затяните болты крепления крышек установленным моментом. При этом не следует проворачивать коленчатый вал.
3b. Для контроля зазоров в шатунных подшипниках установите шатуны на шейки коленчатого вала и сверху уложите отрезки пластмассовой проволоки «Plastigage». Закройте шейки крышками шатунов и затяните установленным моментом гайки крепления. При этом недопустимо проворачивание коленчатого вала. Поэтому измерение выполняется только для двух шатунных шеек, находящихся в НМТ.
- Отверните болты крепления крышек коренных подшипников и шатунные болты.
- С помощью калибра, входящего в комплект «Plastigage» измерьте максимальную толщину расплющенной проволоки (иллюстр. 3b). Если полученная величина «Plastigage» выходит за установленные пределы, необходимо устанавливать новые вкладыши 3подшипников. При этом необходимо выявить, не шлифовались ли ранее шейки вала.
- Проверните коленчатый вал и измерьте зазор в подшипниках двух других шатунных шеек.
Установка коленчатого вала
Двигатель OHC 2.0
Если снималось зубчатое колесо датчика ВМТ коленчатого вала, необходимо установить его на место и закрепить болтами моментом 13 Нм (с середины 1995 г. выпуска).
1. При установленной ручной коробке передач, при необходимости, замените направляющий подшипник на торце коленчатого вала.
2. Протрите постели подшипников в блоке цилиндров и уложите в них в соответствии с маркировкой вкладыши так, чтобы выступы вкладышей вошли в пазы постелей. Если блок цилиндров пришел после шлифовки, в большинстве случаев устанавливаются новые вкладыши.
Они также должны быть помечены. Вкладыши перед укладкой обильно смажьте маслом.
3. Установите на место в блок цилиндров оба упорных полукольца. Смазочные канавки должны быть обращены в сторону блока.
4. Осторожно уложите коленчатый вал в коренные подшипники. Если поршни с шатунами находятся в блоке цилиндров, осторожно направьте шатуны на шатунные шейки коленчатого вала.
5. Установите вкладыши в крышки коренных подшипников (выступами в пазы) и обильно смажьте их.
6. Установите крышки подшипников в гнезда блока цилиндров и обстучите их резиновым молотком. Крышки должны устанавливаться в соответствии с маркировкой. Кроме того, внутренняя поверхность передней и задней крышек снаружи, справа и слева должна смазываться герметиком, как показано на иллюстр. Смазываются только поверхности, показанные стрелками. На внешних сторонах обеих крышек имеются канавки. Они заполняются герметиком.
Указание. После установки крышек еще раз запрессуйте сверху герметик так, чтобы он выступал из пазов.
7. Затяните новые болты крепления крышек от центра к краям в последовательности, показанной на иллюстр. за несколько приемов моментом 50 Нм. После затяжки на заданный момент замените динамометрический ключ на рычаг и подтяните болты на угол 40°–50°. Иллюстрация относится к двигателям всех типов.
8. После установки крышек заполните герметиком выборки справа и слева от первой крышки так, чтобы герметик выступил в местах контакта с блоком цилиндров (см. указание выше).
9. Проверните несколько раз коленчатый вал, выявив возможные заедания.
10. Еще раз проверьте осевой зазор, как это было описано при снятии коленчатого вала (см. иллюстр. 8).
11. Установите шатунно-поршневую группу, как было описано выше.
12. Установите оба сальника.
13. Установите зубчатое колесо со шпонкой.
14. Наденьте зубчатый ремень, как описано в Разделе Привод распределительного вала.
15. Установите маховик (см. соответствующий подраздел) и закрепите его болтами. Для удержания коленчатого вала от проворачивания вставьте деревянный брусок между шейкой коленчатого вала и стенкой блока цилиндров или удержите коленчатый вал от проворачивания каким-либо другим образом (иллюстр., для всех двигателей).
16. В соответствии с маркировкой установите сцепление на маховик. Центрируйте соответствующим образом ведомый диск сцепления. Равномерно крест-накрест затяните болты крепления.
17. Установите масляный насос (см. Раздел Работы с системой смазки на двигателе 2.4 л).
18. Установите поддон картера, вверните сливную пробку и затяните ее моментом 55 Нм. Теперь, при необходимости, можно залить в двигатель двигательное масло.
19. Прочие детали установите в последовательности, обратной снятию.
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
Установка коленчатого вала в данном случае выполняется аналогично приведенному описанию с учетом следующего:
1. Заполните канавки на внешней стороне задней крышки коренного подшипника герметиком. После установки крышки введите сверху герметик еще раз так, чтобы он выступал из паза. Места, показанные на иллюстр., у двигателя герметиком больше не смазываются.
2. Болты крепления крышек коренных подшипников затяните моментом 50 Нм и из этого положения доверните на угол 45° и затем еще на 15°. Для этого целесообразно пользоваться градуированной шкалой, как показано на иллюстр.
3. Установите подшипниковый мост и маслоотбойный лист, как это описано в разделе Система смазки.
4. Установите масляный насос и поддон картера, как это описано в соответствующем подразделе.
5. Закрепите на двигателе проушины, затяните болты моментом 60 Нм.
6. Вверните и затяните сливную пробку моментом 45 Нм.
Двигатель OHC 2.4 л
1. Протрите постели подшипников в блоке цилиндров и уложите в них в соответствии с маркировкой вкладыши так, чтобы выступы вкладышей вошли в пазы постелей. Если блок цилиндров пришел после шлифовки, в большинстве случаев устанавливаются новые вкладыши. Они также должны быть помечены. Вкладыши перед укладкой обильно смажьте маслом.
2. Осторожно уложите коленчатый вал в коренные подшипники. Если поршни с шатунами находятся в блоке цилиндров, осторожно направьте шатуны на шатунные шейки коленчатого вала.
3. Установите вкладыши в крышки коренных подшипников (выступами в пазы) и обильно смажьте их.
4. Установите крышки подшипников в гнезда блока цилиндров и обстучите их резиновым молотком. Крышки должны устанавливаться в соответствии с маркировкой. Кроме того, внутренняя поверхность передней и задней крышек снаружи, справа и слева должна смазываться герметиком, как показано на иллюстр. Смазываются только поверхности, показанные стрелками. На внешних сторонах обеих крышек имеются канавки (ширина около 6 мм). Они заполняются герметиком.
Указание. После установки крышек еще раз запрессуйте сверху герметик так, чтобы он выступал из пазов.
5. Затяните от руки болты крепления крышек коренных подшипников от середины к краям в последовательности, показанной на иллюстр. Перед окончательной затяжкой установите сальник заднего подшипника, как это описано в отдельном подразделе. После этого затяните болты за несколько приемов в установленной последовательности моментом 110 Нм.
6. После установки крышек заполните герметиком выборки справа и слева от первой крышки так, чтобы герметик выступил в местах контакта с блоком цилиндров (см. указание выше).
7. Проверните несколько раз коленчатый вал, выявив возможные заедания.
8. Еще раз проверьте осевой зазор, как это было описано при снятии коленчатого вала (см. также иллюстр. пункта 5 здесь же). Для этого двигателя осевой зазор не должен превышать 0.152 мм.
9. Установите шатунно-поршневую группу, как описано выше.
10. Установите маховик, обратив внимание на положение фиксирующего болта и затяните болты от руки. Удерживая зубчатый венец маховика от проворачивания, равномерно затяните болты крепления моментом 60 Нм.
11. Установите сцепление, как это описано в соответствующем разделе.
12. Напрессуйте звездочку с помощью трубы (1), как это показано на иллюстр. на коленчатый вал до упора.
13. Установите по порядку следующие части: приводную цепь, кожух цепи, насос охлаждающей жидкости, шкив, вентилятор с вязкостной муфтой. Описание указанных работ приводится отдельно.
14. В указанной ниже последовательности установите следующие части: поддон картера, головки цилиндров, распределитель зажигания, генератор, компрессор (при наличии кондиционера). Подробности установки описаны в следующих разделах.
15. Остальные части установите в последовательности, обратной их снятию.
Двигатель DOHC
1. Если снималось зубчатое колесо датчика ВМТ коленчатого вала, необходимо установить его на место и закрепить болтами моментом 13 Нм (с середины 1995 г. выпуска).
2. При ручной коробке передач при необходимости замените направляющий подшипник на конце коленчатого вала.
3. Протрите постели подшипников в блоке цилиндров и уложите в них в соответствии с маркировкой вкладыши так, чтобы выступы вкладышей вошли в пазы постелей. Если блок цилиндров пришел после шлифовки, в большинстве случаев устанавливаются новые вкладыши. Они также должны быть помечены. Вкладыши перед укладкой обильно смажьте маслом.
4. Установите на место в блок цилиндров оба упорных полукольца. Смазочные канавки должны быть обращены в сторону блока.
5. Осторожно уложите коленчатый вал в коренные подшипники. Если поршни с шатунами находятся в блоке цилиндров, осторожно направьте шатуны на шатунные шейки коленчатого вала.
6. Установите вкладыши в крышки коренных подшипников (выступами в пазы) и обильно смажьте их.
7. Установите крышки подшипников в гнезда блока цилиндров и обстучите их резиновым молотком. Крышки должны устанавливаться в соответствии с маркировкой. Кроме того, внутренняя поверхность передней и задней крышек снаружи, справа и слева должна смазываться герметиком, как показано на иллюстр. Смазываются только поверхности, показанные стрелками. На внешних сторонах обеих крышек имеются канавки. Они заполняются герметиком.
Указание. После установки крышек еще раз запрессуйте сверху герметик так, чтобы он выступал из пазов.
8. Затяните новые болты крепления крышек от центра к краям в последовательности, показанной на иллюстр., за несколько приемов моментом 50 Нм. После затяжки на заданный момент замените динамометрический ключ на рычаг и подтяните болты на угол 45°. В заключение подтяните все болты еще раз на угол 15°.
9. После установки крышек заполните герметиком выборки справа и слева от первой крышки так, чтобы герметик выступил в местах контакта с блоком цилиндров (см. указание выше).
10. Проверните несколько раз коленчатый вал для выявления возможных заеданий.
11. Еще раз проверьте осевой зазор, как это было описано при снятии коленчатого вала (см. также иллюстр. 8).
12. Установите шатунно-поршневую группу, как было описано выше. Крышки затяните моментом 35 Нм и затем подтяните на угол 45° и еще раз на угол 15°. Для этого рекомендуется применение градуированной шайбы, как показано на иллюстр.
13. Установите оба сальника (см. ниже).
14. Установите зубчатое колесо со шпонкой.
15. Наденьте зубчатый ремень, как описано в Разделе Привод распределительного вала.
16. Установите маховик (см. соответствующий подраздел) и закрепите его болтами. Для удержания коленчатого вала от проворачивания вставьте деревянный брусок между шейкой коленчатого вала и стенкой блока цилиндров или удержите коленчатый вал от проворачивания каким-либо другим образом (иллюстр., для всех двигателей).
17. В соответствии с маркировкой установите сцепление на маховик. Центрируйте соответствующим образом ведомый диск сцепления. Равномерно крест-накрест затяните болты крепления.
18. Для двигателей с 1997 г. выпуска установите подшипниковый мост и маслоотбойный лист. Указанные работы описаны в Разделе Система смазки.
19. Установите масляный насос (см. раздел Работы с системой смазки на двигателе 2.4 л).
20. Установите поддон картера, вверните сливную пробку и затяните ее моментом 45 Нм. Теперь, при необходимости, можно залить в двигатель двигательное масло.
21. Прочие детали установите в последовательности, обратной снятию.
Сальники коленчатого вала
Двигатели OHC и DOHC 2.0 л
После каждого снятия коленчатого вала передний и задний сальники должны быть заменены на новые. Специальный инструмент для этого не требуется. Сальники могут быть заменены без снятия двигателя, если в их районе обнаружена течь масла.
Течь заднего сальника может быть, например, причиной пробуксовки сцепления. Передний сальник находится в корпусе масляного насоса.
Снятие сальников
Для всех двигателей действуют общие указания. Замена переднего сальника связана со снятием корпуса масляного насоса, т. к. именно там расположен сальник. Соответствующие указания приведены в Разделе Система смазки.
1. Для снятия переднего сальника острой оправкой пробейте отверстие в металлическом кольце сальника, вверните туда саморез и вытащите сальник плоскогубцами, как это показано на иллюстр. Подобным образом могут сниматься все сальники.
2. Для снятия заднего сальника необходимо снять коробку передач, сцепление и маховик. Сальник снимается описанным выше способом с помощью самореза (см. иллюстр. пункта 1 здесь же). Следите за тем, чтобы не повредить блок цилиндров.
Установка сальников
1. Смажьте рабочую кромку и внешнюю поверхность сальника смазкой и осторожно запрессуйте сальник заподлицо с наружной плоскостью. Можно воспользоваться отрезком трубы, установленным на наружный периметр сальника и зажатым сверху шайбой. При этом сальник можно запрессовать болтом крепления шкива коленчатого вала.
2. Далее необходимо действовать в соответствии с описанием установки масляного насоса.
3. Задний сальник запрессовывается осторожно с помощью молотка. Следите за тем, чтобы не повредить рабочей поверхности сальника. Рабочую и наружную поверхности смажьте маслом или смазкой. Запрессовывается сальник с помощью отрезка трубы соответствующего диаметра заподлицо с наружной плоскостью. Прочие части устанавливаются в последовательности, обратной снятию (маховик, сцепление и т.д.)
Двигатель OHC 2.4 л
У этого двигателя передний сальник находится в крышке корпуса механизма привода распределения, задний сальник находится в задней крышке.
Замена переднего сальника
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Снимите кожух вентилятора и повесьте под крыльчаткой.
3. Снимите вентилятор с вязкостной муфтой. Болт его крепления имеет левую резьбу (см. Главу Системы охлаждения и отопления).
4. Снимите клиновой ремень привода масляного насоса генератора, как описано в соответствующих подразделах. Для ослабления натяжения ремня ослабьте натяжное устройство.
5. Снимите колесо коленчатого вала, удерживая вал от проворачивания (включите передачу).
6. Снимите передний сальник (1) с помощью отвертки (2) с крышки привода распределительного вала, как показано на иллюстр.
7. Смажьте консистентной смазкой рабочую поверхность сальника и впрессуйте его до упора в крышку. Для этого имеется специальный инструмент. Можно также воспользоваться отрезком трубы (1) соответствующего диаметра, шайбой и болтом, как показано на иллюстр.
8. Установите шкив коленчатого вала и, удерживая шкив от проворачивания, затяните болт его крепления моментом 120 Нм.
9. Установите и натяните клиновой ремень привода генератора и масляного насоса.
10. Установите вентилятор с вязкостной муфтой (см. отдельное описание).
11. Установите кожух вентилятора и подключите аккумуляторную батарею.
Замена заднего сальника
1. Снимите коробку передач (см. соответствующий раздел).
2. Пометьте положение направляющего болта в маховике (обозначен буквой «Р»). Удерживая маховик от проворачивания (см. иллюстр.), отверните болты крепления маховика. Снимите маховик.
Внимание! Он может легко упасть
3. Пробейте острой оправкой отверстие в сальнике, вверните в него саморез и вытащите сальник, как показано на иллюстр.
4. Смажьте консистентной смазкой наружную и рабочую поверхности сальника и вставьте его в отверстие, как показано на иллюстр. Запрессуйте сальник оправкой до упора.
5. Установите и закрепите маховик, обратив внимание на положение направляющего болта. Равномерно по окружности обожмите болты моментом 60 Нм.
6. Установите сцепление и коробку передач.
Маховик
Маховик рассматриваемых двигателей крепится болтами непосредственно к заднему фланцу коленчатого вала.
1. Для снятия маховика заблокируйте его отверткой, вставленной в зубчатый венец или с помощью собачки. Блокировать маховик рекомендуется способом, описанным для снятия коленчатого вала (см. иллюстр.). Двигатель при этом должен быть надежно закреплен. Положение маховика пометьте перед снятием.
Двигатель 2.4 л
У этого двигателя в маховике установлен направляющий болт, обозначенный буквой «Р». Перед отворачиванием болтов крепления пометьте положение направляющего болта. Его маркировка показана на иллюстр. 2.
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
У автомобиля с кондиционером установлен маховик двойной массы. Снятие его аналогично снятию обычного маховика.
Двигатель DOHC
Крепление маховика аналогично креплению маховика двигателя OHC 2.0 л. При установке следует обратить внимание на время монтажа (см. ниже).
Двигатель OHC 2.0 л до середины 1995 г. выпуска
Болты крепления маховика не следует использовать второй раз. Новые болты затяните заданным моментом и доверните на требуемый угол.
1. Смажьте резьбу болтов средством для фиксации «Loctite».
2. Сначала затяните болты моментом 65 Нм, а затем доверните на угол 30°–45°. Затяжка болтов должны выполняться в течение 5 минут (время засыхания «Loctite»).
Двигатель 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
Болты крепления маховика второй раз не используются. Они сначала затягиваются на заданный момент, а затем дважды подтягиваются на заданный угол. Затяжка должна быть выполнена в течение 5 минут, включая подтяжку.
1. Болты затяните равномерно по окружности моментом 65 Нм.
2. Подтяните боты на угол 30°.
3. Еще раз затяните болты на угол 15°.
Двигатель OHC 2.4 л
Вверните согласно маркировке фиксирующий болт, показанный на иллюстр. 10 и равномерно по окружности затяните болты крепления моментом 60 Нм.
Двигатель DOHC
Болты затяните на заданный момент, а затем дважды подтягиваются на заданный угол. Затяжка должна быть выполнена в течение 5 минут, включая подтяжку.
1. Болты затяните равномерно по окружности моментом 65 Нм.
2. Подтяните боты на угол 30°.
3. Еще раз затяните болты на угол 15°.
Указание. Подтяжку лучше всего выполнять с применением градуированной шкалы, как показано на иллюстр. 12.
Двигатель OHC 2.0 и двигатель DOHC с середины 1995 г. выпуска
У этих двигателей под маховиком находится зубчатое колесо датчика числа оборотов двигателя. Колесо снимается только в случае замены коленчатого вала.
1. Болты крепления колеса затяните моментом 13 Нм.
Зубчатый венец маховика
Зубчатый венец для привода двигателя стартером напрессован на маховик и может быть заменен.
1. Для снятия венца может потребоваться нагрев до температуры 70° C. В этом случае работу целесообразно выполнить в автомастерской.
Если фрикционная поверхность маховика имеет задиры, маховик необходимо заменить.
Приводной диск автоматической трансмиссии
С приводным диском выполняются те же самые работы, что и с маховиком. Моменты затяжки те же, что указаны в последнем подразделе. Болты крепления диска всегда заменяйте на новые.
Замена направляющего подшипника
На конце коленчатого вала установлен направляющий подшипник. В случае повреждения подшипника он заменяется на новый (при ручной коробке передач).
1. Снимается подшипник съемником с применением молотка со скользящим бойком, см. иллюстр.
При наличии повреждений направляющего подшипника необходимо также проверить цапфу первичного вала коробки передач.
Новый подшипник смазывается высокотемпературной смазкой и напрессовывается оправкой в конец коленчатого вала.