У двигателей ОНС и DOHC 2.0 л распределительный вал имеет верхнее расположение и приводится во вращение зубчатым ремнем. Однако зубчатый ремень для разных двигателей имеет разную схему прокладки.
Двигатель 2.4 л имеет цепной привод распределительного вала.
Проверка натяжения зубчатого ремня
Содержание
Двигатель ОНС до середины 1995 г. выпуска
Проверку и натяжение зубчатого ремня следует проводить на холодном двигателе. Эта операция проводится по-разному для двигателя с натяжным роликом зубчатого ремня и без натяжного ролика.
Двигатель с натяжным роликом зубчатого ремня
1. Снимите вязкостную муфту с вентилятором и кронштейнами согласно описанию в соответствующем подразделе.
2. Снимите приводной ремень генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
3. Снимите щиток под автомобилем.
4. Выверните четыре болта крепления шкива коленчатого вала. Шкив удерживается от проворачивания торцевым ключом, как показано на иллюстр.
5. Снимите переднюю крышку зубчатого ремня.
6. Проверните торцевым ключом коленчатый вал в направлении вращения так, чтобы метки (2) совпали (иллюстр.). Одновременно должны совпасть метки (1) на зубчатом колесе распределительного вала и планке позади зубчатого ремня.
7. Проверьте приводной шкив насоса охлаждающей жидкости. Прилив на насосе должен совпадать с соответствующим выступом на блоке цилиндров, как показано на иллюстр.
8. Проверьте натяжение зубчатого ремня. Ремень натянут нормально, если указатель (2) находится в 4 мм левее метки (2) ни иллюстр. Эта проверка действует в отношении бывшего в употреблении ремня. Для нового ремня действует другая норма (см. ниже раздел Замена зубчатого ремня).
9. Если натяжение зубчатого ремня не соответствует указанному выше, необходимо выполнить регулировку, как описано в разделе «Замена зубчатого ремня».
Теперь двигатель можно собрать. Болты крепления шкива затяните моментом 20 Нм. Установка вязкостной муфты, клинового ремня и т.п. описана в соответствующих разделах.
Двигатель без натяжного ролика зубчатого ремня
Для проверки натяжения зубчатого ремня у этих двигателей существует специальный инструмент фирмы Opel (№ КМ-510-А). Если его нет в наличии, то проверка выполняется самим автовладельцем на основе его собственного опыта. Однако такое натяжение требует позднее проверки в автомастерской.
Проверка натяжения ремня описана ниже в разделе Замена зубчатого ремня для двигателей без натяжного ролика.
Замена зубчатого ремня
Двигатель с натяжным роликом
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Нанесите на ремень краской маркировку направления вращения ремня и снимите ремень, как описано в Главе Системы охлаждения и отопления.
3. Поставьте автомобиль спереди на подставки.
4. Снимите щиток под автомобилем.
5. Удерживая коленчатый вал от проворачивания, как показано на иллюстр., отверните болты крепления демпфера крутильных колебаний. Снимите демпфер.
6. Отсоедините крепление кабеля от крышки зубчатого ремня и снимите крышку. Схема прокладки зубчатого ремня показана на иллюстр. Установите ремень так, чтобы его натянутая ветвь находилась между линиями, обозначенными на чертеже стрелками.
7. Проверните торцевым ключом коленчатый вал в направлении вращения так, чтобы метки (2) совпали (иллюстр.). Одновременно должны совпасть метки (1) на зубчатом колесе распределительного вала и планке позади зубчатого ремня.
8. Ослабьте болт крепления натяжного ролика и поверните регулировочный эксцентрик вправо по направлению стрелки, как показано на иллюстр., так, чтобы указатель (1) встал напротив левого упора.
Теперь ремень ослаблен и может быть снят.
Указание. Если ремень предполагается использовать вновь, необходимо исключить возможность его контакта с маслом, смазкой и перегиб. Лучше всего храните ремень на стене, повесив на гвоздь.
9. Проверьте, чтобы распределительный вал и коленчатый вал находились в положении, показанном на иллюстр. В противном случае очень медленно проверните вал(ы). Поршни могут упереться в клапаны. Как только это почувствуется, поверните второй вал назад.
Необходимо также проверить приводной шкив насоса охлаждающей жидкости, так как он мог неправильно повернуться. Прилив на корпусе насоса должен совпадать с соответствующим выступом на блоке цилиндров.
10. Наденьте зубчатый ремень в соответствии с иллюстр. пункта 1 на зубчатые колеса. Ветвь 1 ремня должны быть натянута. Теперь необходимо натянуть ремень. Ремень правильно натянут, если указатель (1) совпадает с меткой (2), как показано на иллюстр. Далее рассматривается случаи, когда указанного совпадения нет.
11. Ослабьте болт в центре натяжения ролика и поверните регулировочный эксцентрик (1) на иллюстр. налево так, чтобы указатель (2) прилегал к правому упору. Опять затяните болт крепления ролика (25 Нм).
12. Проверните коленчатый вал точно на два оборота (с помощью торцевого ключа за болт крепления шкива) и проверьте, совпадают ли метки, показанные на иллюстр.
13. Слегка ослабьте болт крепления натяжного ролика и поверните регулировочный эксцентрик направо (по часовой стрелке) так, чтобы указатель (1) и метка (2) лежали напротив друг друга, как показано на иллюстр. Болт опять затяните моментом 25 Нм.
14. Снова проверните коленчатый вал на два полных оборота и проверьте положение меток и указателя эксцентрика.
Прочие работы проведите в обратной последовательности. Демпфер крутильных колебаний закрепите моментом 20 Нм. Наденьте клиновой ремень с учетом направления его вращения и натяните, как описано в Главе Системы охлаждения и отопления.
Установите на место все снятые части.
Двигатель без натяжного ролика зубчатого ремня
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Снимите вязкостную муфту с вентилятором и кожухом вентилятора (см. соответствующие указания).
3. Выверните «Torx» болты крепления шкива вентилятора. Снимите вентилятор.
4. Снимите верхнюю часть передней крышки зубчатого ремня.
5. Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень первого цилиндра был в ВМТ.
6. Отверните болт крепления шкива, как показано на иллюстр.
7. Снимите нижнюю часть крышки зубчатого ремня.
8. Ослабьте три болта крепления насоса охлаждающей жидкости, и отожмите насос в сторону так, чтобы зубчатый ремень ослаб и его можно было снять.
4 – Генератор
9. Наденьте новый зубчатый ремень в соответствии с иллюстр. Сначала уложите ремень на колесо коленчатого вала (1), затем на колеса распределительного вала (2) и насоса охлаждающей жидкости (3).
10. Теперь установите шкив коленчатого вала.
Отрегулируйте натяжение зубчатого ремня. Для проверки натяжения зубчатого ремня у этих двигателей существует специальный инструмент фирмы Opel (№ КМ-510-А). Если его нет в наличии, то проверка выполняется самим автовладельцем на основе его собственного опыта. Однако это требует позднее проверки в условиях автомастерской.
Проверка натяжения ремня описана ниже в разделе «Замена зубчатого ремня» для двигателей без натяжного ролика.
Указание. Натяжение бывшего в употреблении ремня проверяется на прогретом двигателе. Натяжение нового ремня проверяется на холодном двигателе.
Ниже описывается проверка натяжения ремня на установленном двигателе.
1. Сдвиньте насос охлаждающей жидкости наружу, обеспечив приводному ремню определенную свободу, и затяните болты крепления насоса от руки.
2. Установите на болт крепления шкива коленчатого вала торцевую головку и проверните вал из существующего положения как минимум на четверть оборота вправо.
3a. Прибор для контроля натяжения ремня, показанный на иллюстр.
3b. Установите прибор так, как показано на иллюстр. (между колесами насоса охлаждающей жидкости и распределительного вала).
4. Медленно отпустите рычаг прибора, постучите два-три раза по прибору и снимите показание.
Ниже приведены показания инструмента для холодного и прогретого двигателей. Не следует их путать.
5. Если показание прибора не соответствует приведенному выше, ослабьте болты крепления насоса охлаждающей жидкости и поверните насос. Поворот наружу повышает натяжение ремня, поворот внутрь уменьшает натяжение. Болты крепления насоса опять затяните вручную (насос больше двигать нельзя).
6. Снимите прибор и проверните коленчатый вал на два полных оборота вправо. Вновь проверьте натяжение ремня описанным выше способом. Если оно соответствует приведенным выше значениям, затяните болты крепления насоса. Установите на место крышки зубчатого ремня. Закрепите жгут кабелей на крышке.
7. Если указанного выше прибора для контроля натяжения ремня нет, натяжение проверяется вручную на ветви ремня между колесами насоса охлаждающей жидкости и распределительного вала. Для этого ленту ремня попытайтесь повернуть большим и указательным пальцами руки. Если ремень удается отвернуть на 90°, натяжение отрегулировано верно. Лучше несколько перетянуть ремень, чем недотянуть его. Слабо натянутый ремень может перескакивать по зубьям колеса. Регулировку натяжения необходимо выполнить также на насосе охлаждающей жидкости . Не лишними будут дополнительные проверки. Контрольную проверку необходимо выполнить в автомастерской. Перескакивание ремня по зубьям может привести к тяжелым повреждениям двигателя и, как минимум, к дорогостоящему ремонту.
Двигатель OHC 2.0 л с середины 1995 г. выпуска
Привод распределительного вала соответствует приводу двигателей последней модели. Контроль натяжения зубчатого ремня соответствует выше описанному контролю. Здесь установлен зубчатый ремень с натяжным роликом, т.е. необходимо следовать указаниям, приведенным в подразделе Двигатель с натяжным роликом зубчатого ремня в Разделе Проверка натяжения зубчатого ремня и указаниям по замене зубчатого ремня в подразделе Двигатель с натяжным роликом зубчатого ремня в Разделе Замена ремня. Прокладка ремня показана на иллюстр. к пункту 9.
Сальники распределительного вала
Снятие и установка сальника в корпусе распределительного вала со стороны привода распределения и со стороны коробки передач различны. Оба сальника могут быть заменены без снятия двигателя.
Замена сальника со стороны привода распределительного вала
1. Отсоедините кабельный жгут и оба шланга от крышки корпуса подшипников распределительного вала. Теперь можно снять зубчатый ремень, как описано выше. Имейте в виду отличия в конструкции привода распределительного вала.
2. Установите гаечный ключ на шестигранник распределительного вала (расположен на конце вала, см. иллюстр.) и отверните накидным ключом болт крепления колеса распределительного вала. Снимите колесо с распределительного вала.
3. Вверните в сальник саморез и вытащите его плоскогубцами из головки цилиндров.
4. Обильно смажьте консистентной смазкой наружную и рабочую поверхности нового сальника и запрессуйте его с помощью трубы, шайбы и болта крепления шкива до упора, как описано выше.
5. Установите колесо на распределительный вал и вверните болт крепления. Удерживая вал от проворачивания, затяните болт (1) на иллюстр. моментом 45 Нм.
6. Установите на место снятые части, включая зубчатый ремень. Болты крепления крышки корпуса подшипников распределительного вала затяните моментом 8 Нм.
Замена сальника со стороны распределительного вала
1. Снимите зубчатый ремень (см. соответствующее описание).
2. Выпрессуйте монтировкой сальник, как показано на иллюстр., из корпуса подшипников распределительного вала. Следите за тем, чтобы не повредить корпус.
3. Смажьте консистентной смазкой новый сальник и запрессуйте его. Для запрессовки можно использовать пластину, закрепленную к резьбовым отверстиям.
Распределительный вал, корпус подшипников распределительного вала и компоненты
Распределительный вал двигателя OHC располагается в отдельном корпусе. Рассматриваемый двигатель имеет гидротолкатели клапанов, поддерживающие постоянными зазоры в клапанах. Распределительный вал, корпус подшипников, гидротолкатели, коромысла и сальники могут сниматься независимо друг от друга.
Корпус подшипников распределительного вала снимается следующим образом:
1. Снимите головку цилиндров (Раздел Головка цилиндров и клапаны).
2. Отверните болты и снимите крышку крепежной плиты распределительного вала.
3. Отверните два болта и выньте крепежную плиту распределительного вала (иллюстр.). Теперь можно вынуть из головки цилиндров распределительный вал. На стороне привода вала с помощью ввернутого самореза, на стороне коробки передач в соответствии с иллюстр.
Если будет устанавливаться новый распределительный вал, необходимо заменить все коромысла.
Если будет устанавливаться бывший в употреблении распределительный вал, необходимо проверить степень износа его шеек и кулачков. Измерьте микрометром внутренний диаметр подшипников и наружный диаметр шеек коленчатого вала. Определите зазоры в сопряжении. Если они вышли за установленные пределы, распределительный вал и/или корпус подшипников распределительного вала заменяются.
Установите распределительный вал крайними шейками в призмы или зажмите в центрах токарного станка, и подведите измерительный наконечник индикатора к центральной шейке. Медленно проверните распределительный вал и считать показание индикатора. Если оно составляет более 0.04 мм, распределительный вал подлежит замене.
Установите распределительный вал на место с помощью нажимной пластины. У конца вала закрепите индикатор и прижмите его измерительный наконечник к торцу вала. Переместите распределительный вал вперед и назад до упора и измерьте осевой зазор. Он должен составлять 0.09–0.21 мм. Если зазор выходит за установленные пределы, необходимо заменить нажимную плиту или в крайнем случае сам вал.
Проверьте неплоскостность верхней и нижней плоскостей корпуса подшипников распределительного вала. Кроме того, высота корпуса должна иметь определенное значение, позволяющее шлифовать плоскости в случае их деформации.
4. Вставьте распределительный вал в подшипники, смазав шейки графитовой смазкой. Следите за тем, чтобы не повредить подшипники.
5. Вставьте нажимную плиту в пазы и затяните болты крепления моментом 8 Нм (см. иллюстр.).
6. Смажьте маслом сальники и осторожно запрессуйте их с помощью трубы с обеих сторон корпуса.
7. Установите головку цилиндров, как описано в соответствующем разделе для двигателя OHC, учитывая различия в конструкции в зависимости от года выпуска.
Гидротолкатели
После снятия распределительного вала могут быть сняты или заменены гидротолкатели и коромысла. Указанные детали могут быть заменены без снятия распределительного вала. Однако для этого необходим специальный инструмент для сжатия пружины клапана, что позволит снять нажимной элемент и после этого снимите толкатель.
Двигатель DOHC
Двигатель имеет устройство автоматического натяжения и направляющие зубчатого ремня. Аналогичный устройства имеет двигатель C 20 NE. Направляющие зубчатого ремня выполнены в виде роликов. Схема прокладки ремня показана на иллюстр.
Снятие и установка зубчатых колес распределительного вала
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Снимите зубчатый ремень, как описано ниже.
3. Отверните болты крепления крышки кабелей зажигания и расстыкуйте штекерное соединение, входящим в комплект инструментом.
4. Отсоедините 2 шланга от крышки головки цилиндров и расстыкуйте штекерное соединение датчика положения распределительного вала.
5. Снимите крышку головки цилиндров. Обратите внимание на наличие уплотнительных колец.
6. Удерживая гаечным ключом за шестигранник распределительный вал от проворачивания, подобно тому, как показано на иллюстр. для двигателя DOHC, отверните болт крепления зубчатого колеса. На этом двигателе шестигранник находится непосредственно за колесом распределительного вала.
7. Снимите колеса валов.
Установка зубчатых колес выполняется в соответствии с иллюстр. Колесо имеет одно отверстие с маркировкой «IN» и второе отверстие с маркировкой «EN». При установке колес имейте в виду следующее:
1. Штифт распределительного вала впускных клапанов должен войти в отверстие «IN» колеса.
2. Штифт распределительного вала выпускных клапанов должен войти в отверстие «EX» колеса.
3. Вверните болт крепления колеса. Удерживая распределительный вал от проворачивания, затяните болт моментом 50 Нм. Из этого положения доверните болт на угол 60±15° .
4. Проверните распределительный вал так, чтобы совпали обе метки, показанные на иллюстр. Метку (2) каждого колеса совместите с выступом (1) на крышке переднего подшипника.
5. Установите крышку головку цилиндров с уплотнительным кольцами. Затяните болты крепления моментом 8 Нм.
6. Наденьте зубчатый ремень, как описано ниже.
7. Прочие работы выполняйте в последовательности, обратной снятию. В частности, присоедините шланг отсоса картерных газов, состыкуйте штекерные соединения свечей зажигания, датчика положения распределительного вала, установите крышку кабелей зажигания.
Сальник распределительного вала
1. Сальник распределительного вала может быть заменен после снятия колеса, подобно тому, как было описано выше. Новый сальник устанавливается с помощью трубы, шайбы крепления колеса (1), как показано на иллюстр.
Замена зубчатого ремня
Схема прокладки зубчатого ремня показана на иллюстр. выше. Для его снятия необходимо освободить торцевую часть двигателя.
1. Отсоедините кабель массы от аккумуляторной батареи.
2. Нанесите на ремень краской маркировку направления вращения ремня и снимите ремень, как описано в Главе Системы охлаждения и отопления.
3. Поставьте автомобиль спереди на подставки.
4. Снимите щиток под автомобилем.
5. Удерживая болт крепления шкива коленчатого вала, как было показано на иллюстр., отверните болты крепления демпфера крутильных колебаний. Снимите демпфер.
6. Снимите направляющую кабеля с защитной крышки зубчатого ремня в передней части двигателя. Схема прокладки ремня соответствует иллюстр.
7. Устройство натяжения рассматриваемого двигателя аналогично устройству натяжения двигателя OHC. Сначала установите коленчатый вал в положение ВМТ. С помощью торцевой головки поверните коленчатый вал в направлении вращения так, чтобы метка (1) совпала с соответствующей меткой в нижнем положении (иллюстр.). Одновременно должны совпасть метки на колесах распределительных валов и на планке позади зубчатого ремня, как описано выше.
8. Ослабьте болт крепления натяжного ролика и поверните регулировочный эксцентрик вправо по направлению стрелки, как показано на иллюстр., так, чтобы указатель (1) встал напротив левого упора.
Теперь ремень ослаблен и может быть снят.
Указание. Если ремень предполагается использовать, необходимо исключить возможность его контакта с маслом и смазкой и перегиб. Лучше всего храните ремень на стене, повесив но гвоздь.
9. Проверьте, чтобы распределительный вал и коленчатый вал находились в положении, показанном на иллюстр. В противном случае очень медленно проверните вал(ы). Поршни могут упереться в клапаны. Как только это почувствуется, поверните второй вал назад. Необходимо также проверить приводное колесо насоса охлаждающей жидкости, так как оно могло неправильно повернуться. Прилив на корпусе насоса должен совпадать с соответствующим выступом на блоке цилиндров.
10. Наденьте зубчатый ремень в соответствии с иллюстр. на зубчатые колеса. Правая ветвь ремня должны быть натянута.
Теперь необходимо натянуть ремень. Эта работа может быть выполнена также на установленном двигателе. Это выполняется согласно плану обслуживания после пробега определенного километража. Для этого необходимо обеспечить доступ к стороне привода распределения двигателя, где находится регулировочный эксцентрик.
Натяжение зубчатого ремня выполняется аналогично натяжению ремня двигателя OCH 2.0 л с натяжным роликом.
11. Прочие работы выполняются в последовательности, обратной снятию. Демпфер крутильных колебаний крепится моментом 20 Нм. Клиновой ремень установите с учетом направления его вращения и натяните, как описано в Главе Системы охлаждения и отопления для данного типа двигателя.
12. Установите все снятые части.
Снятие и установка распределительных валов
За исключением некоторых отличий снятие и установка распределительных валов впускных и выпускных клапанов выполняется одинаково.
1. Снимите зубчатый ремень (см. подраздел «Снятие зубчатого ремня»). Перед снятием распределительных валов коленчатый вал должен быть установлен в положение, показанное на иллюстрации, при котором угол между линиями составляет 60.
2. Снимите зубчатые колеса распределительных валов (см. подраздел «Снятие и установка распределительных валов»).
3. Проверьте, чтобы маркировка крышек распределительного вала была отчетливо видна. В противном случае пометьте крышки.
4. Ослабьте за несколько оборотов крестообразно болты крепления крышек (1–1.5 оборота) так, чтобы крышки были свободны. Снимите по порядку крышки и храните их в порядке установки. Передний подшипник является направляющим.
5. С помощью резиновой присоски выньте гидротолкатели.
6. Проверьте распределительные валы, как было описано для двигателя OHC.
Установка распределительных валов выполняется следующим образом:
1. Смажьте графитовой смазкой шейки распределительных валов и скользящие поверхности гидротолкателей. Установите вал(ы) в подшипники.
2. Смажьте герметиком контактную поверхность переднего подшипника и установите все крышки подшипников. Проверьте сразу же, чтобы совпадали маркировки крышек.
3. Затяните болты крепления крышек подшипников крест-накрест моментом 8 Нм.
4. Установите новый сальник, как описано выше (иллюстр.).
5. Установите зубчатые колеса распределительных валов.
6. Торцевой головкой поверните коленчатый вал в направлении вращения так, чтобы совпадали метки (1), как показано на иллюстр.
7. Установите зубчатый ремень, как уже описано для этого двигателя.
Замена натяжного ролика зубчатого ремня
Натяжной ролик снимается (отворачиваются болты крепления) после снятия зубчатого ремня.
1. При установке натяжного ролика необходимо обратить внимание на показанный на иллюстр. стопорный рычаг (1). Рычаг должен войти в направляющие насоса (2). Момент затяжки болта крепления составляет 25 Нм. В заключение наденьте зубчатый ремень, как было описано выше.
Замена направляющего ролика
1. Один из роликов устанавливается на держателе, другой на головке цилиндров. Для снятия ролика необходимо снять зубчатый ремень. Болты крепления ролика затягивается моментом 25 Нм.
Двигатель 2.4 л (цепной привод распределительного вала)
Снятие и установка корпуса привода распределительного вала
Эти работы были описаны выше при описании снятия коленчатого вала.
Замена приводной цепи и звездочек
Описание этой работы приведено выше при описании снятия и установки коленчатого вала этого двигателя.
Шестерня привода вала распределителя
Шестерня располагается на конце коленчатого вала. Ее снятие и установка описываются при описании работ, связанных с приводом распределительного вала. Работа выполняется без снятия корпуса привода.
1. Снимите вентилятор с вязкостной муфтой (отдельное описание).
2. Снимите клиновой ремень (отдельное описание).
3. Снимите шкив ремня.
4. Выньте сальник из отверстия в корпусе привода, как описано в соответствующем разделе.
5. Снимите крышку распределителя.
6. Проверните двигатель так, чтобы поршень первого цилиндра был в ВМТ момента зажигания. Это можно определить по бегунку. Бегунок должен, как показано на иллюстр., указывать на паз в кромке корпуса распределителя.
7. Снимите шестерню. Проверните бегунок распределителя в направлении, противоположном вращению. При этом шестерня может быть снята. Иногда она может заедать. Удалите ее можно двумя крючками, согнутыми из проволоки диаметром 3 мм. Концы проволоки отгибаются под прямым углом на расстоянии 5 мм. Захватите шестерню крючками, как показано на иллюстр.
Установка шестерни выполняется следующим образом:
1. Установите шестерню на коленчатом валу буртиком к валу, чтобы бегунок занимал положение, показанное на иллюстр.
2. Установите сальник в корпус привода распределительного вала, как описано выше.
3. Установите на коленчатый вал шкив и наденьте клиновой ремень. Натяните ремень (отдельное описание).
4. Установите вязкостную муфту. Предварительно проверьте положение бегунка.
Снятие и установка распределительного вала
1. Снимите головку цилиндров в соответствии с указаниями.
2. Снимите коромысла распределительного вала и выньте гидротолкатели.
3. Отверните болты и снимите монтажную крышку сзади и сбоку головки цилиндров.
4. Выньте распределительный вал из подшипников, следя за тем, чтобы не повредить шейками и кулачками подшипников.
Указание. При замене распределительного вала необходимо обратить внимание на маркировку, имеющуюся на конце вала. На иллюстр. показано место нанесения маркировки «U». Кроме того, вал имеет цветовую маркировку. Вал номинального размера имеет сине/коричневую маркировку. Шлифованный вал (диаметр шеек на 0.1 мм меньше) имеет фиолетовую маркировку.
Установка распределительного вала выполняется следующим образом:
1. Смажьте графитовой смазкой шейки и рабочие поверхности кулачков и верхнюю сторону гидротолкателей.
2. Вставьте распределительный вал спереди в головку цилиндров. Проверните вал несколько раз и установите крышки.
3. Проверните распределительный вал так, чтобы направляющий штифт занял положение, показанное на иллюстр.
4. Установите на место гидротолкатели. Бывшие в употреблении толкатели поставьте на свои места.
5. Установите коромысла.
6. Установите головку цилиндров в соответствии с указаниями для этого двигателя.
7. Отрегулируйте гидротолкатели, если они снимались. Регулировка требует внимательности.
- Поршень регулируемого цилиндра установите в ВМТ.
- Ослабьте регулировочную гайку, как показано на иллюстр., так, чтобы зазора в клапане не было.
- Затяните регулировочную гайку так, чтобы не было зазора между клапаном, коромыслом и толкателем.
- Из этого положения затяните регулировочную гайку на один полный оборот.
Регулировка происходит в порядке зажигания. Сняв крышку распределителя зажигания, по положению бегунка (иллюстр.) можно определить, какой поршень находится в ВМТ. Последовательность регулировки может быть любая. Необходимо только, чтобы регулировка проводилась на определенном, соответствующем положению поршня и такту, цилиндре.
Указание. Гидротолкатели могут быть отрегулированы на работающем двигателе.
Это выполняется следующим образом:
8. Прогрейте двигатель до рабочей температуры.
9. Снимите крышку головки цилиндров и брызговик.
10. Установите торцевую головку, как показано на иллюстр., на коромысло первого цилиндра и ослабьте регулировочную гайку так, чтобы коромысло начало пощелкивать.
11. Опять затяните регулировочную гайку так, чтобы шум прекратился.
12. Подтяните регулировочный винт еще на четверть оборота и подождите около 10 с, пока двигатель не начнет нормально работать. Заверните регулировочный винт еще на 3 оборота.
Замена подшипников распределительного вала
Расположенные в головке цилиндров втулки подшипников распределительного вала могут быть заменены. Если втулки изношены, то они выпрессовываются и заменяются.
Эту операцию лучше выполнять в условиях автомастерской, т.к. она требует применения специальной оснастки.