Система охлаждения поддерживает оптимальный тепловой режим двигателя путем регулируемого отвода тепла от наиболее нагревающихся деталей. Система охлаждения двигателя — жидкостная, герметичного типа, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и расширительным бачком.
Детали системы охлаждения двигателя: 1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к крану отопителя; 4 — трубка отвода охлаждающей жидкости от головки блока цилиндров; 5 — перепускной шланг; 6 — расширительный бачок; 7 — соединительный шланг расширительного бачка; 8 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору; 9 — пробка радиатора; 10 — электровентилятор радиатора; 11 — радиатор системы охлаждения; 12 — датчик включения электровентилятора; 13 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора; 14 — насос охлаждающей жидкости; 15 — шланг подвода охлаждающей жидкости к насосу; 16 — термостат; 17 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 18 — шланг отвода охлаждающей жидкости от впускного трубопровода; 19 — кран отопителя; 20 — трубка отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя
К системе охлаждения подключен радиатор отопителя салона автомобиля. Нагретая охлаждающая жидкость из головки блока цилиндров поступает по шлангу через открытый кран в радиатор отопителя, а затем (через трубку отвода жидкости) — в насос охлаждающей жидкости.
Насос охлаждающей жидкости — центробежный, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиноременной передачей. Насос состоит из корпуса и крышки, изготовленных из алюминиевого сплава. Крышка крепится гайками к четырем шпилькам, ввернутыми в корпус насоса. Между корпусом и крышкой установлена уплотнительная прокладка. Валик насоса вращается в двухрядном закрытом подшипнике. На передний конец валика напрессован фланец шкива привода насоса, а на задний — чугунная или пластмассовая крыльчатка.
Радиатор — вертикальный, трубчато-пластинчатый, с двумя пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Радиатор установлен на двух резиновых подушках и крепится к кузову двумя болтами. Заливная горловина радиатора закрывается герметично пробкой и соединяется шлангом с расширительным бачком. Пробка радиатора имеет выпускной (паровой) клапан, поджимаемый пружиной к посадочному пояску заливной горловины, и впускной клапан, через который радиатор соединен с расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к седлу и имеет зазор 0,5-1,1 мм, что обеспечивает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при нагреве или охлаждении. При резком увеличении температуры или закипании жидкости впускной клапан не успевает выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему с расширительным бачком. Когда, вследствие дальнейшего нагрева жидкости, происходит увеличение давления до 50 кПа, открывается выпускной клапан и часть жидкости начинает поступать в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой с резиновым клапаном, поддерживающим давление в бачке, близкое к атмосферному.
Электровентилятор установлен за радиатором и включается от датчика, ввернутого в нижнюю часть правого бачка радиатора (на автомобилях в вариантном исполнении датчик находится с левой стороны нижнего бачка радиатора). Для уменьшения шума при работе лопасти крыльчатки вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и шаг.
Термостат системы охлаждения служит для поддержания требуемого теплового режима работы двигателя и ускорения его прогрева. При температуре охлаждающей жидкости ниже 80 °С основной клапан термостата закрыт, а перепускной — открыт. Жидкость циркулирует из рубашки охлаждения блока цилиндров через перепускной клапан термостата к насосу, который снова подает жидкость в рубашку охлаждения, минуя радиатор (малый круг). Этим обеспечивается быстрый прогрев двигателя. Температура начала открытия основного клапана термостата должна находиться в интервале 80,6-81,5°С. Полный ход основного клапана должен составлять не менее 6 мм. При нагреве жидкости выше 94°С основной клапан термостата полностью открывается, а перепускной закрывается. Жидкость поступает из рубашки охлаждения через подводящий шланг к радиатору. От радиатора жидкость по отводящему шлангу проходит через основной клапан термостата к насосу, который вновь подает жидкость в рубашку охлаждения (большой круг). В интервале температур 80-94°С клапаны термостата находятся в промежуточном положении и жидкость циркулирует как по малому, так и по большому кругу. Независимо от положения клапанов термостата, при открытом кране отопителя жидкость всегда циркулирует через радиатор отопителя. Кроме того, жидкость постоянно циркулирует через узел подогрева впускного трубопровода.