Необходимость выполнения работы определяем в процессе проверки технического состояния тормозной системы (см. «Тормозная система — проверка технического состояния»).
Тормозные колодки необходимо заменять одновременно на тормозных механизмах правого и левого колес.
Предупреждение! Никогда не заменяйте тормозные колодки только с одной стороны автомобиля. Это может привести к неравномерному торможению колес, вызывать увод автомобиля в сторону и даже привести к заносу при экстренном торможении.
Рекомендация. При замене тормозных колодок обязательно проверьте толщину и состояние тормозного диска (см. «Тормозная система — проверка технического состояния»).
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
Предупреждение! При утапливании тормозных поршней в цилиндры уровень тормозной жидкости в бачке увеличится, поэтому откачайте из бачка часть тормозной жидкости. После замены тормозных колодок проверьте и при необходимости доведите до нормы уровень тормозной жидкости (см. «Проверка уровня тормозной жидкости»),
2. Снимаем крышку бачка главного тормозного цилиндра и резиновой грушей или медицинским шприцем откачиваем часть жидкости (см. «Гидравлический привод тормозов — прокачка»),
3. Снимаем переднее колесо (см. «Замена колеса»).
4. Используя отвертку как рычаг, утапливаем поршень в тормозной цилиндр.
5. Торцовым ключом на 14 мм отворачиваем и вынимаем нижний болт, удерживающий суппорт в направляющей колодок.
6. Поднимаем суппорт, поворачивая его на верхнем направляющем пальце.
Предупреждение! Не нажимайте педаль тормоза при снятом суппорте.
7. Фиксируем (подвязываем) суппорт так, чтобы не подвергать нагрузке тормозной шланг.
8. Отжимаем наружную тормозную колодку от диска…
…и снимаем ее.
9. Аналогично снимаем внутреннюю колодку.
10. Визуально проверяем состояние фрикционных накладок колодок.
Замечание. По состоянию и характеру износа фрикционных накладок тормозных колодок можно оценить состояние и работоспособность тормозного механизма.
Равномерный износ фрикционных накладок обеих колодок, поверхность тормозного диска ровная, без повреждений — тормозной механизм исправен.
Полностью изношены фрикционные накладки, в зависимости от конструкции колодок могут выступать головки заклепок — колодки эксплуатировались сверх допустимой нормы.
Необходимо проверить состояние тормозного диска, а также чаще проводить регулярные проверки технического состояния тормозной системы (см. «Тормозная система — проверка технического состояния»). Полное истирание фрикционных накладок приводит к повреждению тормозного механизма!
Фрикционная накладка одной из колодок изношена сильнее — произошло заедание поршня или направляющих пальцев суппорта, либо заедание колодки в направляющей суппорта.
Необходимо очистить металлической щеткой направляющие колодок суппорта от грязи и ржавчины, промыть детали суппорта очистителем тормозов, проверить подвижность поршня тормозного цилиндра и состояние направляющих пальцев (см. «Суппорт переднего тормозного механизма — снятие, ремонт и установка»),
Неравномерный износ фрикционных накладок обеих колодок — заедание одного из направляющих пальцев суппорта.
В этом случае необходимо проверить состояние направляющих пальцев суппорта и заменить их смазку (см. «Суппорт переднего тормозного механизма — снятие, ремонт и установка»).
Проточки по всей поверхности фрикционной накладки — изношен тормозной диск.
Следует проверить состояние тормозного диска и при необходимости заменить его (см. «Передние тормозные диски — замена»).
Трещины фрикционных накладок, отколоты кромки — перегрев тормозных. механизмов возможно вследствие заедания поршня цилиндра суппорта.
Необходимо проверить подвижность поршней тормозных цилиндров (см. «Тормозная система — проверка технического состояния»), при закисании поршня — отремонтировать суппорт (см. «Суппорт переднего тормозного механизма — снятие, ремонт и установка»).
Неравномерный износ фрикционных накладок обеих колодок (ступенька) — неправильная установка тормозных колодок.
Необходимо проверить состояние тормозных дисков (см. «Тормозная система — проверка технического состояния»).
11. Поддев отверткой…
…снимаем нижний.
…и верхний пружинные упоры колодок.
12. Обрабатываем направляющую колодок и рабочую поверхность тормозного диска специальным очистителем тормозов. Металлической щеткой очищаем их от грязи и ржавчины и удаляем продукты износа фрикционных накладок.
Предупреждение! Избегайте вдыхания продуктов износа фрикционных накладок, это вредно для здоровья. Не используйте сжатый воздух для обдува тормозных механизмов.
13. Раздвижными пассатижами или специальным приспособлением утапливаем поршень в цилиндр суппорта.
Рекомендация. Перед утапливанием поршня в цилиндр суппорта убедитесь в отсутствии следов коррозии на поршне (в том числе и под уплотнительной манжетой). Наличие следов коррозии говорит о необходимости замены поршня или всего суппорта переднего тормозного механизма в сборе.
14. Наносим специальную высокотемпературную смазку в местах контакта колодок с направляющей.
Рекомендация. При замене тормозных колодок обязательно проверьте толщину тормозного диска. Если его износ близок к предельному значению также, вместе с колодками следует заменить и диски.
15. Проверяем состояние переднего тормозного диска (см. «Проверка переднего тормозного механизма»), В случае обнаружения неисправности заменяем оба передних тормозных диска (см. «Передние тормозные диски — замена»).
16. Обрабатываем тормозной диск средством для очистки тормозов.
17. Устанавливаем тормозные колодки в обратной последовательности. Направляющие пальцы затягиваем моментом 36 Нм.
18. Аналогично заменяем передние тормозные колодки с другой стороны автомобиля.
19. Несколько раз нажимаем педаль тормоза для самоустановки зазоров между тормозными колодками и дисками.
20. Проверяем уровень тормозной жидкости в бачке главного тормозного цилиндра и при необходимости доводим его до нормы (см. «Проверка уровня тормозной жидкости»).