Топливо всасывается из топливного бака топливным насосом с электроприводом и через топливный фильтр, установленный топливным баком, подается в распределительную магистраль.
Редукционный клапан поддерживает давление в топливной системе постоянным в пределах около 3,8-3,9 бар.
Топливо подаётся через электронно управляемые клапанные форсунки, т.е. прерывисто впрыскивается в распределительную магистраль прямо перед впускными клапанами двигателя.
Блок управления двигателем управляет работой форсунок, обеспечивая последовательный впрыск топлива. Это значит, что клапанные форсунки срабатывают по очереди в соответствии с порядком воспламенения. Одновременно происходит и регулирование количества впрыскиваемого топлива.
Воздух всасывается двигателем через воздушный фильтр и через штуцер дроссельной заслонки и впускной коллектор попадает к впускным клапанам. Количество поступающего воздуха регулируется дроссельной заслонкой, угол открытия которой выполняется шаговым электродвигателем по «команде» блока управления.
Объем поступающего воздуха учитывается расходомером массы воздуха, который встроен в блок управления двигателем. В корпусе расходомера массы воздуха в качестве элемента накаливания находится тонкая чувствительная пленка, охлаждаемая проходящей массой всасываемого воздуха.
Чтобы температура пленки, несмотря на охлаждение воздухом, оставалась постоянной, блок управления двигателем регулирует силу тока накала в соответствии с количеством (массой) поступающего воздуха.
Если, к примеру, из-за увеличения объема поступающего воздуха пленка начинает охлаждаться, то подаваемое напряжение немедленно увеличивается, чтобы сохранить температуру накала пленки. По изменению силы тока накала пленки блок управления определяет нагрузку на двигатель и соответственно регулирует объем впрыскиваемого топлива.
Электронный блок управления двигателем — это небольшой быстро работающий компьютер. Он определяет оптимальный угол опережения зажигания, впрыскивания топлива и объем впрыскиваемого топлива.
Информация, получаемая электронным блоком от датчиков, а также команды, подаваемые исполнительным или регулирующим механизмам, обеспечивают оптимальную работу двигателя в любой ситуации, складывающейся в момент движения.
При отказе одного или нескольких основных датчиков блок управления выполняет аварийную программу, чтобы снизить степень опасности для двигателя и обеспечить продолжение движения.
В таких случаях двигатель начинает работать с перебоями и при нажатии на педаль акселератора может заглохнуть.
Датчики и исполнительные механизмы системы впрыска топлива
Содержание
Датчик положения коленчатого вала установлен в блоке цилиндров рядом с маховиком. Этот датчик передает на блок управления информацию о количестве оборотов, с которыми вращается коленчатый вал, а также информирует о положении поршня цилиндра №1 в ВМТ.
Датчик положения распределительного вала находится на торцевой стороне крышки головки блока цилиндров. Он вместе с датчиком положения коленчатого вала передает блоку управления информацию о нахождении поршня цилиндра №1 в ВМТ, что служит основанием для синхронизации угла опережения зажигания и последовательности впрыска топлива.
Исполнительный привод дроссельной заслонки состоит из электродвигателя с двумя потенциометрами. Электродвигатель регулирует положение дроссельной заслонки. Этим обеспечивается неизменность оборотов холостого хода вне зависимости от числа подключенных к бортовой сети потребителей, таких как, например, гидроусилитель рулевого управления или компрессор кондиционера.
Датчик/потенциометр углового перемещения дроссельной заслонки расположен непосредственно на исполнительном приводе заслонки и передает блоку управления информацию об угле открытия дроссельной заслонки на текущий момент. Второй потенциометр является запасным и дублирует информацию. В случае отказа первого потенциометра он выполняет его функцию.
Датчик положения педали акселератора находится в пространстве для ног с водительской стороны. Посредством короткой тяги датчик распознает положение педали акселератора и передаёт на блок управления двигателем информацию в виде сигнала с изменяющимся напряжением. По соображениям безопасности датчик дублирует передаваемый сигнал.
Датчик температуры охлаждающей жидкости, находящийся в корпусе термостата, представляет собой сопротивление с отрицательным температурным коэффициентом. Это означает, что сопротивление датчика уменьшается при увеличении температуры охлаждающей жидкости. Датчик температуры впускаемого воздуха также является сопротивлением (резистором) с отрицательным температурным коэффициентом и входит в состав блока управления двигателем.
Вентиляция топливного бака осуществляется с помощью емкости с активированным углем и электромагнитного клапана, называемого еще регенерационным клапаном. Активированный уголь поглощает пары топлива, которые образуются в баке в результате нагрева топлива. При работающем двигателе происходит выделение поглощенного углем топлива и оно поступает в двигатель для сгорания.
Лямбд-зонд (кислородный датчик) предназначен для управления работой катализатора, определяя содержание кислорода в ОТ и передавая соответствующую информацию в блок управления.
Датчик детонационного сгорания располагается на блоке цилиндров возле направляющей стержневого указателя уровня масла и служит для предотвращения детонационного сгорания топлива, поддерживая оптимальный угол опережения зажигания. Таким образом лучше используется энергия, образующаяся в результате сгорания топпива, и снижается расход топлива.
В рамках технического обслуживания автомобиля нет необходимости выполнять регулировку оборотов холостого хода, угла опережения зажигания и содержания СО в отработавших газах Эти показатели поддерживаются неизменными электроникой.
В случае, если эксплуатационные показатели начинают сильно отличаться от номинальных, то причиной тому дефект деталей, которые надлежит заменить. Проверка системы впрыска топлива возможна только с использованием соответствующего диагностического оборудования.
Визуальная проверка системы впрыска топлива
Поиск неисправностей в системе впрыска топлива или устранение возможных неисправностей требуют использования специальных контрольно-измерительных приборов. Такие приборы весьма дорогостоящи и, как правило, имеются лишь в специализированных мастерских.
Автовладелец может своими силами выполнять лишь визуальный контроль и проверку элементов системы впрыска.
1. Проверьте аккумулятор, см. соответствующую главу.
2. Проверьте все предохранители, см. соответствующую главу.
3. Отсоедините, а затем установите на место все штекеры или разъемы соответствующей системы. Убедитесь, что посадка и крепление штекерных соединений и проводов в моторном отсеке в порядке.
4. Осмотрите все точки «массы» (-) и убедитесь, что крепление проводов не ослабло, а контакты не заржавели.
5. Осмотрите все шланги и трубопроводы и убедитесь, что они герметично подсоединены, не имеют трещин или разломов, а резина шлангов не стала пористой. Ослабшие крепления шлангов и трубопроводов подтяните.