Общие сведения
Содержание
Рис. 3.63. Привод сцепления
Привод сцепления состоит из следующих узлов: электродвигатель, датчик хода сцепления, червячный вал, червячная шестерня, тяга, пружина. Привод не подлежит разборке.
Вращение вала электродвигателя привода сцепления передается на червячную пару, червячная шестерня вращается. Тяга, закрепленная на червячной шестерне, перемещает вилку выключения сцепления.
Пружина, воздействующая на червячное колесо, создает усилие, необходимое для обратного хода тяги. Использование этой пружины позволяет снизить нагрузку на электродвигатель при выключении сцепления.
Датчик хода сцепления
Рис. 3.64. Блок-схема датчика хода сцепления
Как и датчики выбора и переключения передач, датчик хода сцепления состоит из двух датчиков Холла (основного и дополнительного) и магнита, поворачивающегося вместе с червячной шестерней привода.
Датчики Холла преобразуют изменения магнитного потока, вызванные вращением электродвигателя привода сцепления (как следствие – поворотом магнита), в электрический сигнал, передаваемый в электронный блок управления коробки передач. Электронный блок управления коробки передач по этому сигналу оценивает величину хода сцепления.
Выходные характеристики главной и вспомогательной цепей датчика хода сцепления одинаковы.
Датчик хода сцепления по устройству и принципу работы аналогичен датчикам выбора и переключения передач.
Корзина сцепления с регулятором по нагрузке (LCC)
Рис. 3.65. Корзина сцепления с регулятором по нагрузке (LCC)
Корзина сцепления с регулятором по нагрузке (LCC) регулирует положение нажимного диска, предотвращая рост рабочей нагрузки на привод вследствие износа поверхности ведомого диска.
Корзина сцепления с регулятором по нагрузке (LCC) располагается в корзине сцепления и состоит следующих деталей: фиксатор, закрепленный на верхнем нажимном диске, нижняя зубчатая рейка, верхняя зубчатая рейка, регулировочный клин и пружина, установленная на нижнем нажимном диске.
При возрастании рабочей нагрузки в приводе сцепления (определяется по силе тока в цепи электродвигателя привода) электронный блок управления коробки передач приводит в движение привод сцепления, перемещая диафрагменную пружину в рабочий диапазон корзины сцепления с регулятором по нагрузке (LCC). Это позволяет корзине сцепления с регулятором по нагрузке (LCC) произвести регулировку положения нажимного диска.
Принцип работы
Рис. 3.66. Принцип работы сцепления с регулятором по нагрузке
При обнаружении роста рабочей нагрузки в приводе сцепления (определяется по увеличению силы тока в цепи электродвигателя) электронный блок управления коробки передач вскоре после остановки автомобиля и выключения двигателя регулирует сцепление, увеличивая при этом ход привода*. В результате регулировки диафрагменная пружина подвергается большему сжатию (рабочий диапазон корзины сцепления с регулятором по нагрузке (LCC)), верхний нажимной диск с фиксатором перемещаются вверх на большую, чем обычно, высоту. Фиксатор при этом выходит из зацепления с верхней зубчатой рейкой.
*Процесс осуществляется до включения сцепления в положение стоянки, выполняемого после выключения двигателя.
Рис. 3.67. Работа сцепления с регулятором по нагрузке при выходе из зацепления фиксатора и верхней зубчатой рейки
Рис. 3.68. Высота диафрагменной пружины до и после регулировки сцепления
После выхода из зацепления фиксатора и верхней зубчатой рейки усилие пружины сдвигает верхнюю зубчатую рейку по зубьям нижней зубчатой рейки (по диагонали вправо). В результате фиксатор и верхняя зубчатая рейка сдвигаются на 1 зуб относительно нижней зубчатой рейки.
После этого электронный блок управления коробки передач включает сцепление. В связи с перемещением фиксатора на 1 зуб относительно нижней зубчатой рейки фиксатор вместе с верхним нажимным диском перемещается влево и входит в зацепление с нижней зубчатой рейкой.
Верхний нажимной диск, перемещаясь влево, сдвигается вверх по поверхности регулировочного клина. Высота положения верхнего нажимного диска при этом увеличивается. Благодаря произошедшему смещению верхнего нажимного диска вверх высота пружины относительно опоры уменьшается. В результате диафрагменная пружина устанавливается на меньшую высоту, чем до регулировки корзиной сцепления с регулятором по нагрузке (LCC).