Перечень возможных самостоятельных действий по проверке работоспособности и ремонту АКП даже для опытных автомобилистов очень ограничен. Для этого необходим специальный инструмент и опыт в данной области. Поэтому даже на СТОА регулировку и ремонт АКП поручают только хорошо подготовленным специалистам. Ниже перечислены простые рекомендации для своевременного обнаружения неисправностей:
Рис. 6.13. При снижении уровня трансмиссионной жидкости загляните под автомобиль. Масляные пятна на корпусе АКП укажут причину течи
1. При любых отказах АКП в первую очередь проверьте уровень трансмиссионной жидкости (рис. 6.13).
2. Во время пробной поездки проверьте моменты переключений. Для этого на сервисной станции имеются специальные таблицы.
3. Правильная настройка системы тяг между АКП и акселератором — важная составляющая исправной работы.
4. Замеры рабочего давления насоса, давления регуляции и модуляции — задача для специалистов. Некоторые значения давления можно регулировать.
5. Для верной оценки процесса переключения должны соответствовать норме обороты холостого хода.
Проверка процесса переключения
Содержание
Во время поездок обращайте внимание на АКП: правильно ли она работает. Процесс переключения передач дает представление о состоянии агрегата.
Переключение на высшие передачи. При частичном нажатии на педаль акселератора переключение передач происходит не очень заметно. В режиме «полный газ» («Kick-down») переключения заметнее, но все равно переход на повышенную передачу происходит плавно. Короткое раскручивание двигателя до высоких оборотов при переключении свидетельствует о возможном нарушении.
Переключение на низшие передачи. Переключение на низшую передачу должно быть едва заметным на низких скоростях (нога убрана с педали акселератора). Рывок при принудительном переключении вниз с полностью или частично нажатой педалью акселератора — это нормально. Переключение вниз рычагом селектора с отпущенной педалью акселератора происходит с задержкой в 1–2 с. Если же при принудительном переключении вниз рычагом селектора одновременно добавить «газ», переключение произойдет без задержки.
Проверка уровня масла в АКП
Проверку обычно проводят после замены масла или при подозрении на негерметичность. Предписанный уровень масла в АКП очень важен для ее безупречной работы, поэтому проверку следует проводить с особой тщательностью:
1. При пониженном уровне масла фрикционы смыкаются недостаточно плотно и проскальзывают, поскольку масляный гидронасос захватывает воздух. Происходящее из-за этого пенообразование вызывает преждевременный износ деталей АКП. Кроме того, масло разлагается, становится смолистым, в нем образуется осадок.
2. При повышенном уровне масла происходит повышенный контакт масла с деталями коробки передач, отчего оно перегревается. Это приводит к тем же последствиям, что и при засасывании воздуха из-за низкого уровня.
Отверстие для заливки трансмиссионной жидкости находится в моторном отсеке. Через него с помощью щупа проверяется и уровень жидкости.
Последовательность работ
1. Затяните стояночный тормоз и переведите рычаг селектора АКП в положение «P».
2. Пустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1–2 мин.
Рис. 6.14. Проверка уровня масла в АКП: 1 – щуп для проверки уровня трансмиссионной жидкости (находится на задней правой части головки блока цилиндров); 2 – закрывающий зажим
3. Снимите закрывающий зажим 2 (рис. 6.14) над щупом 1, вытяните щуп и протрите его неворсистой тряпкой.
4. Для измерения уровня вставьте щуп, повернув маркировкой к задней части (тогда при вытягивании щупа показание не смажется).
5. При рабочей температуре АКП (около +80°С) уровень масла должен находиться между отметками «MIN» и «MAX».
6. При температуре АКП около +25°С уровень масла должен находиться не ниже 12 мм от отметки «MIN».
7. Проверьте состояние масла по цвету и запаху — оба признака позволяют судить о состоянии АКП.
8. При необходимости долейте трансмиссионное масло. Его количество не должно превышать положенный уровень. Объем масла между двумя делениями составляет 0,3 л. В случае перелива излишек масла откачайте или слейте.
Состояние трансмиссионного масла
1. Чистое, красного цвета — состояние масла в норме.
2. Пригоревшее и потемневшее — пригорели фрикционы. АКП подлежит замене, маслопроводы и масляный радиатор необходимо промыть.
3. Наличие твердых частиц в масле (металлические частицы) – АКП подлежит замене.
4. Смолистое и клейкое масло — АКП часто подвергалась перегреву. Необходимы демонтаж и переборка.