Перед началом разборки коробки передач необходимо прочитите общую информацию о ремонте.
1. Вынуть толкатель сцепления с входного вала.
2. Вывернуть болты и снять элементы внешнего механизма выбора передач (фото 6.38 и 6.39).
3. Отвернуть гайку и снять рычаг вала селектора. Обращаем внимание, что рычаг входит на вал только в одном положении (фото в 6.40).
4. Снять резиновый кожух вала селектора (фото 6.41).
5. Вывернуть болт, фиксирующий (фото 6.42) узел вала селектора и выключатель света заднего хода (фото 6.43).
6. Используя ключ для свечей зажигания, отвернуть предохраняющую крышку вала, а затем вынуть пружину (фото 6.44).
7. Установить вал селектора в нейтральном положении и только тогда выбить узел вала селектора из корпуса (фото 6.45).
8. Вывернуть и вынуть болт, крепящий вал шестерни заднего хода.
9. Отвернуть болты и снять заднюю крышку с главного корпуса. Снять прокладку (фото 6.51 и фото 6.52).
10. Вынуть из задней крышки выжимной подшипник сцепления (фото 6.54).
11. Снять пружинистые кольца с вала, выключающего рычага 6 (рис. 6.13).
12. Выдвинуть выключающий рычаг из заднего корпуса, обращая внимание, как был установлен рычаг толкателя 3 и возвратная пружина 2 (рис. 6.13).
Обратите внимание, что возвратная пружина 1 имеет разные диаметры витков (рис. 6.14).
Запомните, как концы пружины зацеплены за корпус.
Внимание: Не вынимать вал ползуна 1, из середины ползуна 5-й скорости (фото 6.62).
13. Приподнять двумя отвертками предохранительную пластинку ползуна 5-й скорости (фото 6.56).
14. Провернуть (обвернуть) предохранительную пластинку на 90° (фото 6.57).
15. Зазубить пятую скорость и скорость заднего хода, продвигая ползун, видимый в отверстии крышки вала селектора. Ползуны отдельных скоростей показаны (фото 6.58).
16. Отвернуть болт, крепящий узел синхронизатора пятой скорости, используя шлицевой ключ 12 мм (фото 6.59 и фото 6.60).
Болт привинчен очень сильно, поэтому нужен помощник, чтобы придержать коробку передач.
17. Вывернуть ползун 5-й скорости с вилок 5-й передачи, вращая его против часовой стрелки. На ползуне нарезана левая резьба. Валик ползуна по-прежнему нельзя извлекать.
18. Снять узел синхронизатора 5-й скорости с входного вала 21. Стянуть шестерню 5-й скорости с выходного вала (фото 6.63, 6.66).
19. Снять предохранительное кольцо шестерни 5-й скорости 22. Вывернуть болты со шлицами (со шлицевыми гнездами) (фото 6.64, фото 6.67).
20. Снять дистанционную шайбу (фото 6.65).
21. Стянуть шестерню 5-й скорости с выходного вала (фото 6.66).
22. Вывернуть болты со шлицами (со шлицевыми гнёздами) (фото 6.67).
23. Приподнять пластиковую крышку и вынуть ее из середины приводного фланца со стороны главного корпуса передач (фото 6.68).
24. Согнуть приводной фланец специальной втулкой и через боковые отверстия вынуть пружинистое кольцо с помощью щипцов (фото 6.42).
25. Вынуть вогнутую шайбу (фото 6.70)
26. Вынуть приводной фланец (фото 6.71).
27. Вывернуть болты, соединяющие главный корпус с корпусом сцепления (фото 6.74).
28. Затем необходимо использовать стягиватель для стаскивания главного корпуса с входного вала. Сохранить дистанционную шайбу, размещенную на внешней дорожке шарикового подшипника входного вала.
29. Вынуть прокладку и магнит из корпуса сцепления.
30. Поднять вал ползунов и вынуть узел ползунов вместе с валом. Под валом ползунов, в корпусе сцепления, находится пружина, которую также необходимо вынуть и сохранить до сборки.
31. Повернуть коробку передач и расслабить болты крепящие подпоры укладывающей вилки шестерни заднего хода (фото 6.83).
32. Вынуть вилки из подпор (фото 6.84).
33. Вынуть шестерню заднего хода вместе с валом (фото 6.85).
34. Снять пружинистое кольцо, крепящее шестерню четвертой передачи но выходном вале (фото 6.86).
35. Снять шестерню четвертой скорости с выходного вала (фото 6.87).
36. Вынуть входной вал из корпуса сцепления. Отложить его в сторону (фото 6.88). Информация о разборке помещена ниже.
37. Снять пружинистое кольцо, крепящее шестерню 3-й передачи (фото 6.89).
38. Используя специальный стягиватель, снять с выходного вала комплект зубчатых шестерен (фото 6.90 и фото 6.91). Описание разборки комплекта шестерен помещено ниже.
39. Вывернуть болты, крепящие диск конусного подшипника (фото 6.92)
40. Снять вогнутую шайбу. Шайба обращена вогнутой стороной в направлении конусного подшипника (фото 6.94).
41. Снять диск подшипника (фото 6.95).
42. Вынуть выходной вал с корпуса сцепления (фото 6.96)
43. Снять подпорки вилок заднего хода (фот 6.97).
44. Вынуть конусное кольцо из конусного подшипника механизма дифференциала (фото 6.98).
45. Снять приводной фланец со стороны корпуса сцепления и вынуть шестерню главной передачи с механизмом дифференциала из корпуса сцепления (фото 6.99).
46. При необходимости вынуть из корпуса сцепления игольчатый подшипник 1 входного вала, дорожку 2 нижнего подшипника выходного вала, уплотнитель 3 механизма дифференциала (фото 6.100).
Уплотнитель 3 посажен в пластиковую втулку, которую можно выбить отверткой. Необходимо обращать внимание на то, чтобы не повредить корпус. После извлечения, втулку необходимо заменить новой. Новую втулку вдавливают на место, используя соответствующую трубчатую киянку.
Если необходимо, заменить конусные подшипники выходного вала (соответственно узла механизма дифференциала), тогда следует обратить внимание, что малый и большой подшипники фиксируют положение выходного вала по отношению к шестерне главной передачи. Соответствующая установка получается с помощью дистанционной шайбы которую выбирают из 16-ти различных толщин. Если хотя бы один подшипник неисправен, необходимо заменить оба. Во время замены старые подшипники ломаются. Новые подшипники должны быть посажены под сжатием и дистанционная шайба должна быть заменена на соответствующую шайбу под дорожкой нижнего подшипника. Эта операция достаточно сложная и требует специального оборудования для предварительной нагрузки вала и измерения момента, необходимого для вращения нового подшипника. Кроме того, замена шайб под дорожкой нижнего подшипника будет влиять на дистанционную шайбу наверху входного вала и на осевой зазор, измеряемый под пружинистым кольцом, крепящим шестерню 3-и скорости на выходном вале. Это означает выбор новой дистанционной шайбы и пружинистого кольца. Имеется 6 пружинистых колец, различных по толщине. Замену этих подшипников рекомендуется производить на специализированном предприятии по ремонту коробок передач.
47. Комплект шестерен состоит из элементов, показанных со 2 по 10 позицию (фото 6.15).
43. Разборка этого комплекта не вызывает трудностей. Однако необходимо обратить внимание на очередность разборки элементов и их расположение относительно друг друга, см. рисунки, размещенные ниже.
49. Разборка входного вала начинается со снятия шарикового подшипника (фото 6.111)
Обращайте внимание, что подшипник направлен большим диаметром внутренней дорожки к шестерне 4-й скорости (фото 6.112).
50. Снять пластинку, крепящую шариковый подшипник к корпусу коробки передач. Обратите внимание на то, какой стороной шайба прилегает к подшипнику. Предлагается отметить точками (пунктиром) расположение пластинки со стороны подшипника (фото 6.113).
51. Снять зубчатую шестерню 4-й скорости с игольчатого подшипника (фото 6.114).
52. Снять игольчатый подшипник шестерни 4-й скорости с входного вала (фото 6.115).
53. Снять кольцо синхронизатора шестерни 4-й скорости (фото 6.116).
54. Отметить быстросохнущей краской ту сторону подвижной шестерни, которая находится со стороны зубчатой шестерни 3-й скорости. Это не имеет значения, если будет заменяться. Если же будет по новой производится установка шестерни, рекомендуется, чтобы она работала в том же положении, в котором притерлась. После снятия подвижной шестерни собран и предохранить для сборки сухари.
55. Ступица синхронизатора закреплена на вале с помощью пружинистого кольца, которое необходимо снять перед стягиванием ступицы со шлицов (фото 6.118).
56. Снять ступицу со шлицов, обращая внимание на то, как она обращена к шестерне 3-й скорости. Если имеются трудности при снятии ступицы со шлицов, необходимо вынуть ее вместе с шестерней 3-и скорости, цепляя за эту шестерню плечи стягивателя.
57. Снять кольцо синхронизатора 3-й скорости (фото 6.120).
58. Снять зубчатую шестерню 3-й скорости (фото 6.121)
59. Снять игольчатый подшипник шестерни 3-й скорости. Дальше на входном вале находятся шестерни с насечками 2-й скорости, заднего хода и 1-й скорости (фото 6.122).
Рис. 6.13. Задняя крышка коробки 020, 5-ти скоростной
1 — задняя крышка коробки; 2 — возвратная пружина; 3 — рычаг толкателя; 4 — задней крышки; 5 — выжимной подшипник; 6 — валик выключающего рычага.
Рис. 6.14. Возвратная пружина выключающего рычага
1 — возвратная пружина выключающего рычага.
Рис. 6.15. Выходной вал коробки 020 — 5-ти скоростной
1 вогнутая шайба; 2 — игольчатый подшипник шестерни 1-й передачи; 3 — зубчатая шестерня 1-й передачи; 4 — кольцо синхронизатора; 5 — узел синхронизатора 1-й и 2-й скоростей; 6 — кольцо синхронизатора; 7 — дорожка игольчатого подшипника; 8 — игольчатый подшипник; 9 — зубчатая шестерня 2-й скорости; 10 — зубчатая шестерня 3-й передачи; 11 — пружинистое кольцо; 12 — зубчатая шестерня 4-й скорости; 13 — пружинистое кольцо; 14 — винт, крепящий игольчатый подшипник в корпусе коробки; 15 — игольчатый подшипник; 20 — кольцо, поддерживающее сухари; 21 — сухари; 22 — ступица синхронизатора; 23 — подвижная шестерня с шестерней заднего хода; 24 — кольцо, поддерживающее сухари, 25 — болт крепящий диск подшипника; 26 — диск подшипника; 27 — конусный подшипник; 28 — выходной вал; 29 — нижний конусный подшипник; 30 — дорожка нижнего подшипника; 31 дистанционная шайба под дорожку нижнего подшипника.