Перед разборкой коробку передач промывают, устанавливают ее на стенд, сливают масло и снимают нижнюю крышку с прокладкой.
Снимают вилку 11 (см. рис. 60) привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач — муфту 1 в сборе с подшипником и соединительной пружиной. Снимают картер сцепления с прокладкой и передней крышкой 56 (см. рис. 66) коробки передач вместе с сальником 1 и пружинной шайбой, установленной между крышкой 56 и подшипником 2. Вывертывают выключатель фонаря заднего хода. Затем снимают привод 38 спидометра с прокладкой. Вывернув ‘болт крепления вилки переключения III и IV передач, передвиганием вилок включают одновременно две передачи. Это предотвращает проворачивание валов и позволяет выполнять последующие операции по разборке.
Снимают стопорное кольцо 32 с конца ведомого вала, затем, разогнув стопорную шайбу, отвертывают гайку 30 фланца эластичной муфты на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо 33, и снова завертывают гайку. Выталкивателем А.40006/1 (рис. 68) со съемником А.40005/4 снимают с конца ведомого вала центрирующее кольцо и уплотнитель 31 (см. рис. 66) центрирующего кольца эластичной муфты, отвертывают гайку 30 и съемником А.40005/3/9В/9С снимают фланец эластичной муфты (рис. 69).
После этого снимают заднюю крышку коробки передач, отвернув винт 2 (рис. 70) ограничения поперечного хода рычага и передвинув рычаг переключения в направлении, показанном стрелкой, чтобы освободить его от штоков включения передач.
Снимают: с ведомого вала — задний подшипник и ведущую шестерню привода спидометра; со штока включения заднего хода — вилку с дистанционной втулкой; с оси — промежуточную шестерню заднего хода; с промежуточного вала — стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода, шестерню и пружинную шайбу; с ведомого вала — стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода, прижимая оправкой 41.7816.4069 (рис. 71) пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца; ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.
С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выпрессовывают из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала и вынимают последний из картера.
Снимают крышку фиксаторов с прокладкой, вынимают пружины и шарики фиксаторов, а из картера — шток вилки включения заднего хода и шток вилки переключения III и IV передач. Отвернув болт крепления вилки переключения I и II передач, вынимают шток и вилку переключения I и II передач. Вынимая штоки, одновременно удаляют три блокировочных (замковых) сухаря.
Снимают стопорную пластину (рис. 72) промежуточного подшипника ведомого вала и ось промежуточной шестерни заднего хода. Вынимают вал вместе с подшипником и кольцом синхронизатора и снимают игольчатый подшипник с переднего конца ведомого вала. Выбивают из промежуточного подшипника ведомый вал, вынимают промежуточный подшипник и извлекают из картера ведомый вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизаторов. Затем снимают с вала муфту синхронизатора III и IV передач.
При разборке ведущего вала снимают с заднего конца стопорное и блокирующее кольца и пружину синхронизатора; устанавливают вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу, снимают переднее стопорное кольцо, а затем пружинную шайбу и подшипник.
При разборке ведомого вала (рис. 73) снимают с задней стороны вала шестерню 22 I передачи с втулкой и блокирующим кольцом 19, ступицу со скользящей муфтой 17 переключения I и II передач, шестерню 11 II передачи вместе с блокирующим кольцом 14 синхронизатора, устанавливают ведомый вал с оправкой 41.7816.4069 (4 — рис. 74) на пресс, подкладывают под шестерню III передачи опорные полукольца 1 и, нажимая пуансоном 3 через оправку на пружинную шайбу 2, щипцами снимают стопорное кольцо 5, затем пружинную шайбу 2, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи.
Рис. 73. Детали ведомого вала:
Содержание
1, 5, 15, 18, 27, 35 — стопорные кольца; 2, 26 — пружинные шайбы; 3, 16 — ступицы синхронизатора; 4, 17 — муфты синхронизатора; 6, 14, 19 — блокирующие кольца синхронизатора; 7, 13, 20 — пружины синхронизатора; 8, 12, 21 — шайбы; 9, 11, 22 — шестерни соответственно III, II и I передач; 10 — ведомый вал; 23 — втулка шестерни I передачи; 24, 29 — подшипники; 25 — шестерня заднего хода; 28 — шестерня привода спидометра; 30 — сальник; 31 — фланец эластичной муфты; 32 — гайка;
При разборке рычага переключения передач и задней крышки снимают манжету 19 (рис. 75), чехол 21 рычага с хомутиком, затем стопорное кольцо 14, шайбу 13, пружину 12 и сферическую шайбу 11. Отвертывают гайки крепления фланца 16, отсоединяют оттяжную пружину 3 рычага от ушка болта 1 и снимают рычаг вместе с фланцем, опорой и чашкой 5.
Рис. 75. Детали рычага переключения передач:
1 — болт оттяжной пружины; 2, 7, 13 — шайбы; 3 — оттяжная пружина; 4, 6, 15 — прокладки; 5 — направляющая чашка; 8 — ограничительный болт; 9 — рычаг переключения передач; — шаровая опора; 11 — сферическая шайба; 12 — пружина; 14 — стопорное кольцо; 16 — фланец; 17 — пружинная шайба; 18 — гайка; — фланец; 20 — хомут; 21 — внутренний чехол; 22 — стержень рычага; 23 — рукоятка; 24 — упорная подушка; 25, 27 — упругие втулки; 26 — дистанционная втулка; 28 — запорная втулка.
Примечание. С апреля 1980 г. хомут 20 не устанавливается.
Собирают коробку передач в обратной последовательности с учетом следующего:
- пружина фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других упругостью, она окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие;
- при соединении картера сцепления с передней крышкой коробки передач 56 (см. рис. 66) отверстие для выпуска масла в передней крышке должно быть расположено внизу;
- перед установкой рабочую поверхность сальников покрыть смазкой Литол-24;
- при установке стопорного кольца шестерни заднего хода используют оправку 41.7816.4069, а при установке подшипников и сальников оправки 41.7853.4028; 41.7853.4032; 41.7853.4039.
Указанные оправки одного типа. Оправка 41.7853.4039 имеет наружный диаметр пуансона 56 мм, с торца которого выполнен центрирующий поясок диаметром 32,1 мм для насадки сальника.
Пуансон оправки 41.7853 имеет наружный диаметр 60 мм, а в трубке оправки расположен подпружиненный центрирующий стержень диаметром 19,5 мм.
Пуансон оправки 41.7853.4028 диаметром 74 мм.