Устройство и работа коробки переключения передач ВАЗ-2101 Жигули

На автомобилях установлена четырехступенчатая, трехходовая коробка передач (рис. 66) с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Коробка передач унифицирована для всех моделей и модификаций как по передаточным числам, так и по конструкции.

ВАЗ-2101 Жигули Устройство и работа коробки переключения передач

Открыть большую картинку в новой вкладке →


Рис. 66. Коробка передач:

1 — сальник ведущего вала; 2 — задний подшипник ведущего вала; 3 — картер сцепления; 4 — установочное кольцо подшипника; 5 — сапун; 6 — игольчатый подшипник ведомого вала; 7 — упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи; 8 — зубчатый венец синхронизатора IV передачи; 9 — муфта синхронизатора III и IV передач; 10 — ступица муфты синхронизатора; 11 — стопорное кольцо блокирующего кольца синхронизатора; 12 — блокирующее кольцо синхронизатора; 13 — пружина синхронизатора; 14 — ведомая шестерня III передачи; 15 — ведомая шестерня II передачи; 16 — ведомый вал; 17 — ведомая шестерня I передачи; 18 — втулка шестерни I передачи; 19 — промежуточный подшипник ведомого вала; 20 — стопорная пластина; 21 — ведомая шестерня заднего хода; 22 — стержень рычага; 23 — упорная подушка; 24 — упругая подушка; 25 — дистанционная втулка; 26 — запорная втулка; 27 — ведущая шестерня привода спидометра; 28 — сальник ведомого вала; 29 — фланец эластичной муфты; 30 — гайка; 31 — уплотнитель центрирующего кольца; 32 — стопорное кольцо; 33 — центрирующее кольцо; 34 — грязеотражатель; 35 — задний подшипник ведомого вала; 36 — ведомая шестерня привода спидометра; 37 — задняя крышка коробки передач; 38 — привод спидометра; 39 — ведущая шестерня заднего хода; 40 — задний подшипник промежуточного вала; 41 — ведущая шестерня I передачи; 42 — муфта синхронизатора I и II передач; 43 — ведущая шестерня II передачи; 44 — ведущая шестерня III передачи; 45 — пробка заливного и контрольного отверстия; 46 — нижняя крышка коробки передач; 47 — промежуточный вал; 48 — шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 49 — картер коробки передач; 50 — передний подшипник промежуточного вала; 51 — зажимная шайба подшипника; 52 — болт; 53 — шестерня постоянного зацепления ведущего вала; 54 — пружинная шайба; 55 — стопорное кольцо; 56 — передняя крышка коробки передач; 57 — ведущий вал; 58 — промежуточная шестерня заднего хода; 59 — вилка включения заднего хода; 60 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 61 — внутренний чехол; 62 — стопорное кольцо; 63 — шайба; 64 — пружина; 65 — сферическая шайба; 66 — фланец; 67 — шаровая опора; 68 — направляющая чашка; 69 — прокладки; 70 — ограничительный болт; 71 — оттяжная пружина; 72 — ползуны (штоки) вилок переключения передач.

Ведущий вал 57 коробки передач имеет два зубчатых венца. Шестерня (венец) 53 с косыми зубьями находится в постоянном зацеплении с шестерней 48 промежуточного вала, а венец 8 с прямыми зубьями является венцом синхронизатора IV передачи. Промежуточный вал 47 представляет собой блок шестерен, установленный на двух подшипниках 50 и 40. Ведомый вал 16 установлен на трех подшипниках, причем передний подшипник 6 размещен в гнезде ведущего вала. Шестерни 14 и 15 вращаются на термообработанных шейках ведомого вала, а шестерни на стальной втулке 18.

Синхронизатор состоит из скользящей муфты 9 (42), ступицы 10, блокирующего кольца синхронизатора, жестко связанная с ведомым валом, имеет внешние шлицы, на которых расположена скользящая муфта 9. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом синхронизатора шестерни 14 III передачи и постоянно поджимается пружиной в сторону скользящей муфты.

Промежуточная шестерня 58 заднего хода свободно расположена на оси 60. При включении заднего хода шестерня 58 входит в зацепление с шестернями 39 и 21.

Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего из трех штоков-ползунов 72, на которых закреплены вилки, входящие в выточки скользящих муфт 9 и 42 синхронизаторов, и вилка 59, входящая в выточку промежуточной шестерни 58 заднего хода. В нейтральном и включенном положении штоки удерживаются шариковыми фиксаторами, а одновременное включение двух передач предотвращается замком.

Рычаг переключения передач своей головкой помещается в шаровой опоре 67 и поджимается к ней пружиной 64. Проворачивание рычага предотвращается направляющим штифтом, который входит в отверстие шаровой головки рычага и опоры 67.

Размеры основных сопрягаемых деталей и пределы допустимых износов указаны в таблице 8.

ВАЗ-2101 Жигули Устройство и работа коробки переключения передач, фото 1

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле