Разборка
Содержание
Промойте коробку передач и установите ее на стенде. Слейте масло и снимите нижнюю крышку с прокладкой.
Снимите вилку привода выключения сцепления, а с направляющей втулки передней крышки коробки передач — муфту в сборе с подшипником и соединительной пружиной.
Снимите картер сцепления с прокладкой и передней крышкой коробки передач (вместе с сальником и пружинной шайбой) (рис. 3-15).
Рис. 3-15. Внутренний вид картера сцепления. Черными стрелками указаны гайки крепления картера сцепления к коробке передач; белой стрелкой указано отверстие в передней крышке для выпуска масла из картера коробки передач, чтобы не происходило замасливание дисков сцепления
Выверните выключатель фонаря заднего хода, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его корпус.
Выверните болт крепления вилки переключения III и IV передач. Установите на первичный вал фиксатор 41.7816.4068 или одновременно включите две передачи. Это предотвратит проворачинание первичного, вторичного и промежуточного валов и позволит выполнить последующие операции по разборке.
Снимете стопорное кольцо с конца вторичного вала коробки передач (рис. 3-16).
Разогнув стопорную шайбу, отверните гайку на несколько оборотов, чтобы сдвинуть центрирующее кольцо эластичной муфты, и снова заверните гайку. Выталкивателем А.40006/1 со съемником А.40005/4 снимите с конца вторичного вала центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала (рис. 3-17).
Снимите с конца вторичного вала уплотнитель центрирующего кольца эластичной муфты с пружиной, отверните гайку и съемником А.40005/3/9В/9С снимите фланец эластичной муфты (рис. 3-18).
Рис. 3-18. Снятие фланца эластичной муфты съемником А.40005/3/9В/9С: 1 — фланец эластичной муфты; 2 — болты крепления приспособления к фланцу, 3 — планка съемника А.40005/3; 4 — съемник А.40005/3
Снимите заднюю крышку коробки передач, отвернув гайки ее крепления и винт 4 (рис. 3-19) ограничения поперечного хода рычага, а так же передвинув влево рыча: переключения передач, чтобы освободить его от штоков включения передач.
Рис. 3-19. Внутренний вид задней крышки коробки передач: 1 — винт с ушком крепления оттяжной пружины рычага переключения передав; 2 — оттяжная пружина рычага, 3 — рычаг переключения передач; 4 — винт ограничения поперечного хода рычага. Стрелкой указано направление, в котором нужно переместить рычаг чтобы вывести его из зацепления с головками штоков и снять заднюю крышку коробки передач
Снимите со вторичного вала задний подшипник, а затем распорную втулку подшипника.
Снимите со штока включения заднего хода вилку с дистанционной втулкой, а с оси — промежуточную шестерню заднего хода.
Снимите стопорное кольцо ведущей шестерни заднего хода с промежуточного вала (рис. 3-20); снимите шестерню и пружинную шайбу.
Снимите стопорное кольцо ведомой шестерни заднего хода со вторичного вала, прижимая оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу, чтобы снять нагрузку со стопорного кольца. Снимите ведомую шестерню заднего хода и пружинную шайбу.
С помощью фигурных оправок (типа отверток) и стержневых выколоток выньте из картера коробки передач передний и задний подшипники промежуточного вала. На внутренних кольцах двухрядного переднего подшипника нанесите метки, по которым эти кольца устанавливайте на прежние места в наружном кольце подшипника.
Выньте из картера коробки передач промежуточный вал. наклоняя его, как показано на рис, 3- 21.
Снимите крышку 20 (рис. 3-22) фиксаторов штоков вместе с прокладкой, выньте из картера коробки передач шток 18 вилки включения заднего хода, шток 17 вилки переключения III и IV передач. Отверните болт крепления вилки I и II передач, выньте шток и вилки. Вынимая штоки, одновременно удалите три блокировочных сухаря 19. Снимите стопорную пластину (рис. 3- 23) промежуточного подшипника вторичного вала и ось промежуточной шестерни заднего хода.
Рис. 3-22. Привод переключения передач: 1 — вилка включения заднего хода; 2 — оттяжная пружина рычага переключения передач; 3 — направляющая чашка рычага; 4 — шаровая опора рычага, 5 — рычаг переключения передач, 6 — сферическая шайба; 7 — пружина рычага; 8 — стопорное кольцо; 9 — запорная втулка; 10 — упругие втулки, 11 — дистанционная втулка; 12 — упорная по ;ушка; 13 — стержень рычага переключения передач; 14 — вилка включения III и IV передач; 15 — вилка включения I и II передач; 16 — шток вилки включения I и II передач; 17-шток вилки включения III и IV передач; 18 — шток вилки включения заднего хода; 19 — блокировочные сухари; 20 — крышка фиксаторов; 21 — втулка; 22 — пружина фиксатора; 23 — шарик фиксатора; 24 — задняя крышка коробки передач; 25 — включатель фонаря заднего хода; 26 — дистанционная втулка штока вилки заднего хода
Рис. 3-23. Отвертывание винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала дрель-отверткой. Стрелкой показано направление ударного хода обоймы отвертки (при ударе молотком).
С помощью оправок (типа отверток) выньте первичный вал вместе с подшипником и кольцом синхрони затора (рис. 3-24) и снимите игольчатый подшипник с переднего конца вторичного вала.
Выбейте из промежуточного подшипника вторичный вал выньте промежуточный подшипник и, наклонив как показано на рис. 3-25, извлеките из картера вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами и кольцами синхронизатора. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.
Разберите первичный вал (рис. 3-26):
- снимите стопорное кольцо 7, блокирующее кольцо 6 и пружину 5 синхронизатора;
- установите вал на пресс и, сжав оправкой 41.7816.4069 пружинную шайбу 2, снимите стопорное кольцо 1, а затем пружинную шайбу и подшипник 3.
Рис. 3-26. Детали первичного вала: 1 — стопорное кольцо; 2 — пружинная шайба; 3 — подшипник; 4 — первичный вал; 5 — пружина синхронизатора, 6 — блокирующее кольцо синхронизатора; 7 — стопорное кольцо; 8 — подшипник
Разберите вторичный вал (рис. 3-27):
- снимите с задней стороны вала шестерню 121 — передачи с втулкой 13, ступицу 3 со скользящей муфтой переключения I и II передач, шестерню 11 второй передачи вместе с блокирующим кольцом 5 синхронизатора;
- установите вторичный вал с оправкой 41.7816.4069 на пресс (см. рис. 3-28), подложите под шестерню III передачи опорные полукольца 3, и, нажимая оправкой на пружинную шайбу, снимите стопорное кольцо 2, затем пружинную шайбу 4, ступицу скользящей муфты переключения III и IV передач и шестерню III передачи.
Рис. 3-27. Детали вторичного вала: 1 — стопорное кольцо; 2 — пружинная шайба; 3 — ступица синхронизатора; 4 -муфта синхронизатора; 5 — блокирующее кольцо синхронизатора; 6 — пружина синхронизатора; 7 — шайба; 8 — шестерня III передачи; 9 — вторичный вал; 10 -шпонка, 11 — шестерня II передачи, 12 — шестерня I передачи; 13 — втулка шестерни I передачи; 14 -подшипник; 15 — шестерня заднего хода; 16 — распорная втулка; 17 — задний подшипник; 18 — сальник; 19-фланец эластичной муфты, 20 — стопорная шайба; 21 -гайка; 22 — пружина уплотнителя, 23 — уплотнитель; 24 -центрирующее кольцо
Рис. 3-28. Установка на вторичном валу стопорного кольца: 1 — оправка 41.781б.40о9; 2 — стопорное кольцо; 3 — опорное полукольцо; 4 — пружинная шайба; 5 — шток пресса
Разберите рычаг переключения передач и заднюю крышку:
- снимите манжету 19 (рис. 3-29), чехол 20 рычага, затем стопорное кольцо 14, шайбу 13, пружину 12 и сферическую шайбу 11;
- отверните гайки крепления фланца 16, отсоедините оттяжную пружину 3 рычага от ушка болта 1 и снимите рычаг вместе с фланцем, опорой 10 и чашкой 5.
Рис. 3-29. Детали рычага переключения передач: 1 — болт оттяжной пружины; 2 — шайба; 3 — оттяжная пружина; 4 -прокладка; 5 — направляющая чашка; 6 — прокладка; 7 -шайба, 8 — ограничительный болт; 9 — рычаг переключения передач; 10 — шаровая опора; 11 — сферическая шайба; 12 -пружина; 13 — опорная шайба; 14 — стопорное кольцо; 15 -прокладка; 16 — фланец; 17 — пружинная шайба; 18 — гайка; 19 — манжета; 20 — внутренний чехол; 21 — стержень рычага; 22 — рукоятка, 23 — упорная подушка; 24 — упругая втулка; 25 — дистанционная втулка; 26 — упругая втулка; 27 — запорная втулка
Сборка
Сборка коробки передач проводится в последовательности обратной разборке. При этом учтите, что:
- пружина 22 (рис. 3-22) шарика фиксатора штока вилки заднего хода отличается от других упругостью, она окрашена в зеленый цвет или имеет кадмиевое покрытие, а с 1985 года — черное оксидирование;
- при установке картера сцепления с передней крышкой коробки передач, отверстие в передней крышке должно быть расположено так, как показано на рис. 3-15;
- перед установкой рабочую поверхность сальников покройте смазкой ЛИТОЛ-24;
- при установке стопорного кольца шестерни заднего хода используйте оправку 41.7816.4069, как показано на рис. 3-30, а при установке подшипников и сальников валов пользуйтесь оправками 41.7853.4028, 41.7853.4032, 41.7853.4039.
Рис. 3-30. Установка на вторичном валу стопорного кольца шестерни заднего хода: 1 — запорное кольцо; 2 — оправка 41.7816.4069; 3 — пружинная шайба, 4 — шестерня заднего хода вторичного вала