Прежде чем приступить к ремонту даже на первый взгляд незначительного повреждения кузова автомобиля, необходимо выполнить ряд предварительных измерений без снятия узлов и агрегатов шасси для проверки геометрии точек крепления узлов и контрольных точек пола кузова. Для того чтобы убедиться в отсутствии у кузова деформаций, которые обусловливают снятие узлов и агрегатов шасси, установите кузов на ремонтно-проверочный стапель.
Перед началом замеров на стапеле необходимо очистить пол кузова и силовой агрегат. Измерения выполняются с помощью специальных приспособлений после установки автомобиля на подъемник стенда и снятия колес.
Контролю подлежат:
- дверные проемы;
- верхние узлы крепления стоек передней подвески на колесном кожухе;
- углы установки передних и задних колес;
- высота установки картера рулевого механизма.
Высота и правильность установки картера рулевого механизма определяют курсовую устойчивость автомобиля при ускорении, торможении и движении на дорогах с неровным покрытием.
После проведения проверочно-ремонтных работ на стапеле необходимо выполнить следующее:
- заменить шаровые шарниры рычагов передней подвески и рулевых тяг, а при необходимости и рулевой механизм;
- проверить состояние тормозной системы, рулевого управления, ободьев колес, шин и элементов подвески;
- проверить и при необходимости отрегулировать углы установки передних и задних колес.
Геометрические размеры каркаса кузова автомобиля и точки, между которыми следует проводить измерения, указаны в конструкторской документации фирмы Renault. Для различных проверочных и ремонтно-восстановительных стапелей и стендов разработаны специальные комплекты приспособлений и документация на базе ЭВМ, упрощающие выполнение ремонтных работ.
Не проводите замену приваренных элементов конструкции до тех пор, пока не будет подтверждено отсутствие деформации пола кузова автомобиля.
Обычно бывает трудно обнаружить незначительные деформации кузова, возникшие вследствие ударов средней силы по передней или задней части автомобиля. При сомнениях следует проконтролировать подозрительные места органолептическим способом – ощупывая пальцами поверхность кузова. Замеченные дефекты удалите правкой и рихтованием.
При необходимости полное удаление приваренных деталей кузова выполняется по точкам сварки, частичное – путем вырезания деформированного участка. Установка нового элемента осуществляется сваркой с учетом припуска примерно 20 мм.
Удаление точек контактной сварки при снятии поврежденных или деформированных деталей, первоначальная форма которых не может быть восстановлена рихтовкой непосредственно на автомобиле, осуществляется с помощью пневматического зубила или высверливания их твердосплавным инструментом с центрирующим выступом.
Вырезать металл из точек контактной сварки необходимо от периферии к центру. В случае серьезных повреждений навесных элементов кузова (капот, крылья и т.п.) рекомендуется их замена, поскольку восстановление очень часто бывает нецелесообразно, особенно когда детали можно приобрести не только в магазинах автозапчастей, но и на разборках, что позволяет существенно сократить расходы на ремонт.
Особенности сварочных работ при ремонте кузова
Содержание
Во избежание выхода из строя электрооборудования при проведении сварочных работ необходимо отсоединить от бортовой сети обе клеммы аккумуляторной батареи, желательно снять батарею с автомобиля.
Перед отсоединением батареи следует уточнить кодовую комбинацию автомагнитолы, поскольку восстановить ее можно только на заводе-изготовителе. Содержимое запоминающих устройств других электронных приборов автомобиля также может быть утрачено, поэтому надо снять с автомобиля ЭБУ.
Используйте только методы точечной контактной сварки. В случаях, когда это невозможно, в виде исключения допускается использовать электродуговую сварку в среде защитного газа.
Сварку оцинкованных деталей необходимо проводить в условиях приточной вентиляции, поскольку выделяющиеся в процессе сварки пары окиси цинка ядовиты. Кроме того, надо учитывать технологические требования, связанные с особенностями сварки оцинкованных деталей (увеличение сварочного тока на 10–30%, использование жаростойких – до 400°С – электродов из твердой меди, зачистка электродов до образования надежного пятна контакта диаметром 4 мм, увеличение времени сварки).
Запрещается проводить сварку или пайку заполненных хладагентом компонентов климатической установки.
Рихтовочный инструмент
В настоящее время в продаже имеется большое количество рихтовочных молотков, которые отличаются значительным разнообразием по массе, форме бойка и материалу. Рабочая часть рихтовочных молотков обработана по радиусу и должна быть отполированной. Следы забоин, царапин, рисок или других повреждений на бойке рихтовочных молотков не допускаются.
Молотки, ударная часть которых представляет собой плоские бойки, при рихтовке лицевых поверхностей панелей кузова применять не рекомендуется, так как они оставляют на металле следы в виде забоин.
Для правки сильно деформированных деталей используют деревянные молотки (киянки). На небольших деформированных участках рихтовка проводится специальным молотком с насечкой на бойке.
Легкие молотки, молотки-«гладилки» применяют при устранении мелких вмятин и забоин, когда лицевую поверхность доводят под окраску или когда необходимо восстановить поверхность, не повредив лакокрасочное покрытие.
Молотки с пластмассовыми или резиновыми бойками используют при окончательной (тонкой) рихтовке окрашенных поверхностей.
Фасонные плиты, оправки и наковальни предназначены для поддержки тонколистового металла кузовных панелей в процессе восстановления деформированных участков.
Рабочие поверхности этих инструментов всегда должны быть хорошо отполированы. Для устранения небольших вмятин или выпуклостей без повреждения краски поверхности некоторых из инструментов доводят до идеальной чистоты и хромируют.