Система смазки двигателя ВАЗ-2121 Нива

Она служит для подвода масла к трущимся поверхностям. Смазка уменьшает трение и износ деталей двигателя, охлаждает и очищает поверхности от продуктов износа.

Система смазки двигателя автомобиля комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Под давлением смазываются наиболее нагруженные трущиеся детали: коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, опорные подшипники распределительного вала и подшипники вала привода масляного насоса. Разбрызгиванием смазываются стенки цилиндров, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы, детали газораспределительного механизма, его привода и другие детали.

Масла, используемые для двигателя: летние М-12Г1, М-12ГИ; зимние М-8Г1, М-8ГИ; всесезонные М-6310Г1, М-10ГИ.

Система смазки включает в себя: масляный поддон, масляный насос с редукционным клапаном и маслоприемником, масляный фильтр, маслопроводы (каналы в головке и блоке цилиндров, коленчатом и распределительном валах), заливную горловину и указатель уровня масла.

ВАЗ-2121 Нива Система смазки двигателя, фото 1

Рис. 6. Принципиальная схема системы смазки двигателя:

1 — поддон картера: 2 — маслопрнемник; 3 — масляный насос; 4 — редукционный клапан; 5 — масляный Фильтр: 6 — масляная магистраль; 7 — масляные каналы; 8 — валик привода насоса; 10 — центральный клапан распределительного вала; 11 — заливная горловина; 12 — распределительный вал. 13 — коленчатый вал; 14 — маслоизмерительный стержень.

Принципиальная схема системы смазки двигателя автомобиля «Нива» ВАЗ-2121 показана на рис. 6. Масло заливается в поддон 1 через горловину 11, его количество контролируется специальным стержнем 14, конец которого находится в масляной ванне. При работе двигателя масло забирается из поддона насосом 3 через маслоприемник 2 и по приемному каналу в блоке цилиндров подается в фильтр 5, который включен в масляную магистраль 6 последовательно. Из фильтра масло через магистраль 6 и канал 7 в блоке цилиндров под давлением поступаем соответственно к коренным подшипникам коленчатого вала 13 и подшипнику валика привода масляного насоса 8. Максимальное давление масла, создаваемое насосом, ограничивается редукционным клапаном 4, установленным в масляном насосе. При засорении фильтра 5 масло поступает и масляную магистраль, минуя фильтр, через перепускной клапан, который установлен в фильтре. От коренных подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала подается к шатунным подшипникам и от них через отверстия в нижних головках шатунов разбрызгивается на стенки цилиндров. Поршневые кольца и поршневые пальцы смазываются маслом, снимаемым со стенок цилиндров, и масляным туманом, находящимся внутри двигателя. К центральному опорному подшипнику распределительного вала 12 масло из фильтра под давлением поступает через магистраль 6 и канал 9. Поступившее масло через канавку в опоре попадает в центральный канал 10 распределительного вала и из него к другим опорным подшипникам и кулачкам вала. Звездочка и цепь привода распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из переднего опорного подшипника вала. Стержни клапанов, направляющие втулки и другие детали клапанов смазываются маслом, разбрызгиваемым механизмами двигателя при их работе. Отработавшее масло стекает в поддон картера Давление масла в системе контролируется электрическим манометром и контрольной лампой, датчики которых установлены на блоке цилиндров двигателя.

Масляный поддон (см. рис. 2) является резервуаром для масла. Он закрывает двигатель снизу, и в нем происходит охлаждение масла. Масляный поддон стальной, штампованный. Внутри поддона имеются вертикальные и горизонтальные перегородки, уменьшающие колебания масла при движении автомобиля. Поддон крепится к нижнему торцу блока цилиндров (к картеру) через уплотнительную прокладку. Он имеет резьбовое отверстие с пробкой, предназначенное для слива масла.

Масляный насос (рис. 7) подает масло под давлением к трущимся поверхностям. Масляный насос шестеренчатого типа, односекционный. К корпусу 7 насоса через крышку 6 прикреплен маслоприемный патрубок.2 с фильтрующей сеткой 1 и редукционным клапаном 5. Ведущая шестерня 10 напрессована на ведущем вале 9 насоса. Ведомая шестерня 11 свободно вращается на оси, запрессованной в корпусе масляного насоса. При вращении шестерен создается разрежение, и масло через фильтрующую сетку и патрубок-поступает под крышку 6 насоса и через отверстие 12 в крышке в полость разрежения корпуса насоса. Масло, заполняющее впадины между зубьями шестерен, переносится в полость нагнетания, а оттуда поступает в приемный канал блока цилиндров двигателя. При повышении давления масла в системе смазки более 4,5 кГс/см2 (0,45 МПа) редукционный клапан 5 открывается, перепуская при этом часть масла из полости нагнетания в маслоприемный патрубок 2, и давление в системе не повышается. Ведущему валу насоса передается вращение с помощью шестерни от вала привода масляного насоса, который приводится цепной передачей от коленчатого вала двигателя.

ВАЗ-2121 Нива Система смазки двигателя, фото 2

Рис. 7. Масляный насос:

1 — фильтрующая сетка; 2 — маслоприемный патрубок: 3 — шайба; 4 — пружина; 5 — редукционный клапан; 6 — крышка; 7 — корпус; 8 — ось; 9 — ведущий вал; 10 — ведущая шестерня; 11 — ведомая шестерня; 12 — отверстие.

Масляный фильтр очищает масло от твердых частиц (продуктов износа трущихся деталей, от нагара и т. п.), так как они вызывают . повышенный износ деталей и засоряют масляные магистрали. Масляный фильтр полнопоточный (пропускает все нагнетаемое. масло), неразборный с перепускным клапаном. Его фильтрующий элемент бумажный со специальной вставкой из вискозного волокна. Нагнетаемое насосом масло поступает в фильтр, проходит через поры фильтрующего элемента, очищается в нем и выходит в масляную магистраль блока цилиндров. Вставка фильтрующего элемента очищает масло при пуске холодного двигателя, когда оно не может пройти через бумажный фильтрующий элемент. При сильном загрязнении фильтра, а также при повышенной вязкости масла (при низких температурах) открывается перепускной клапан масляного фильтра, и неочищенное масло из фильтра поступает в масляную магистраль.

Вентиляция картера двигателя служит для удаления картерных газов, которые состоят из горючей смеси и продуктов сгорания, разжижают масло и образуют в нем смолистые вещества и кислоты. Кроме того, они повышают давление в картере двигателя и вызывают утечку масла через уплотнения.

Система вентиляции картера двигателя (рис. 8) закрытого типа. Она обеспечивает за счет разрежения во впускном трубопроводе принудительное удаление картерных газов в цилиндры двигателя на догорание. При работе двигателя картерные газы отсасываются через маслоотделитель 7 и шланг 6 в вытяжной коллектор 4 воздушного фильтра 3. Из вытяжного коллектора при холостом ходе и малых нагрузках двигателя газы поступают через шланг 2 и-золотник 1 под дроссельную заслонку карбюратора. При остальных режимах работы двигателя картерные газы поступают в карбюратор через воздушный фильтр. В маслоотделителе 7 из газов выделяется масло, которое по трубке 8 стекает в масляный поддон. Пламегаситель 5 исключает проникновение пламени в картер двигателя при вспышках в карбюраторе.

ВАЗ-2121 Нива Система смазки двигателя, фото 3

Рис. 8. Система вентиляции картера двигателя:

1 — золотник; 2 — шланг отвода газов; 3 — воздушный фильтр; 4 — вытяжной коллектора 5 — пламегаситель; 6 — шланг отсоса газов; 7 — маслоотделитель; 8 — трубка маслоотделителя.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле