Устройство кузова автомобиля ВАЗ-2121 Нива

Кузов автомобиля предназначен для размещения водителя, пассажиров, грузов и защиты их от внешних воздействий.

Кузов автомобиля (рис. 52) закрытый, несущий. Кузов выполнен цельнометаллическим и является основным несущим элементом автомобиля. Двигатель, элементы трансмиссии и подвески крепятся к основанию кузова. Кузов не имеет жесткого пространственного каркаса. Для того чтобы кузов обладал определенной жесткостью, отдельные его части выполнены соответствующей формы и сечения. У кузова автомобиля три двери: две передние и задняя.

ВАЗ-2121 Нива Устройство кузова автомобиля, фото 1

Рис. 52. Кузов автомобиля:

1 — корпус; 2 — капот двигатели; 3 — задняя дверь; 4 — багажное отделение; 5 — сиденья; 6 — передняя дверь; 7 — переднее крыло; 8 — боковина; 9 — крыша; 10 — зал ими часть корпуса; 11 — основание.

Кузов имеет неразъемный стальной корпус 1, к которому прикреплены капот 2 двигателя, передние 6 и задняя 3 двери и детали декоративного оформления (облицовка радиатора, передний и задний бамперы, декоративные накладки и т. д.) Внутри кузова установлены сиденья 5 для пассажиров и водителя и имеется багажное отделение 4.

Корпус кузова представляет собой жесткую сварную конструкцию; состоящую из отдельных предварительно собранных узлов: основания 11 (пола) с передней частью корпуса, левой и правой боковин 8 с задними крыльями, крыши 9, задней части корпуса 10 и передник крыльев 7.

Основание 11 кузова состоит из передней и задней панелей. Оно усилено лонжеронами и поперечинами. С основанием соединены передняя и задняя части кузова. В переднюю часть входят передний щит, панели, брызговики, в заднюю — панели и брызговики. Боковины 8 кузова цельноштампованные. В них имеются проемы для дверец, и окон. Крыша 9 кузова также цельноштампованная. Она выполнена вместе с проемом для ветрового окна. Шумоизоляция кузова обеспечена за счет нанесения на поверхность основания противошумной мастики и битумных листовых прокладок, обладающих высокими шумопоглощающими свойствами. Вся передняя часть салона и пола кузова покрыта текстильно-битумными прокладками с высокими звукопоглощающими свойствами. Для термо-, шумоизоляции крыши ее внутренняя поверхность покрыта прокладками из супертонкого стекловолокна, армированного смолами.

Дверь кузова (передняя, задняя) состоит из наружной и внутренней штампованных панелей, соединенных между собой.

Передняя дверь подвешена в проеме кузова на петлях. В закрытом положении она удерживается специальным замком, исключающим произвольное открывание двери при движении. Дверь имеет ограничитель, который лимитирует угол открывания двери и обеспечивает ее фиксацию в открытом положении. Окно передней двери состоит из двух частей, изготовленных из безопасного закаленного стекла, которое при разрушении распадается на мелкие осколки. Большая часть окна представляет собой опускное стекло, а меньшая — поворотное стекло. Опускное стекло перемещается в специальных направляющих с помощью стеклоподъемника, который установлен внутри двери. Стеклоподъемник представляет собой шестеренчатый механизм с тросовым приводом, обеспечивающим подъем, опускание и фиксацию стекла в любом положении. Передняя дверь имеет наружную ручку, не выступающую из наружной панели двери, что уменьшает вероятность травм пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях.

Задняя дверь открывается вверх и в открытом положении удерживается специальными газонаполненными упорами. Дверь имеет окно, состоящее из одного неподвижно установленного безопасного стекла. Дверь оборудована замком, удерживающим ее в закрытом положении.

Ветровое и боковые окна устанавливают в проемы кузова вместе с резиновыми уплотнителями и специальными декоративными окантовками.

Ветровое стекло гнутое, панорамное, типа триплекс, состоит из склеенных двух тонких полированных стекол с прозрачной эластичной пленкой между ними. Такое стекло не теряет прозрачности, не разрушается на мелкие осколки при ударе и является более безопасным, чем закаленное стекло.

Боковые окна плоские и изготовлены из безопасного закаленного стекла.

Капот закрывает сверху отсек двигателя, расположенный в передней части кузова автомобиля. Капот состоит из наружной панели и внутренних усилителей, соединенных между собой. Он прикреплен к кузову двумя петлями. Капот открывается вперед и фиксируется в открытом положении специальным ограничителем. Капот оборудован замком, удерживающим его в закрытом положении. Замок отпирается изнутри кузова специальной рукояткой, установленной под панелью приборов и соединенной с замком тросовым приводом.

Сиденья (рис. 53) в кузове автомобиля установлены в два ряда.

ВАЗ-2121 Нива Устройство кузова автомобиля, фото 2

Рис. 53. Сиденья:

1 — подушка, переднего сиденья; 2 — спинка переднего сиденья; 3 — набивка; 4 — подложка обивки; 5 — фиксатор подголовника; 6 — каркас подголовника; 7 — подголовник; 8 — спинка заднего сиденья; 9 — фиксатор спинки заднего сиденья; 10 — скоба спинки заднего сиденья; 11 — основание спинки заднего сиденья; 12 — основание подушки заднего сиденья; 13 — подушка заднего сиденья; 14 — каркас спинки переднего сиденья; 15 — облицовка переднего сиденья; 16 — рукоятка механизма наклона спинки; 17 — рукоятка механизма передвижения сиденья; 18 — каркас подушки переднего сиденья.

Переднее сиденье выполнено раздельным и состоит из двух отдельных сидений кресельного типа с подголовниками. Для удобства посадки водителя и пассажира каждое сиденье сделано регулируемым в продольном направлении и по углу наклона спинки. Причем, каждое сиденье регулируется самостоятельно, независимо друг от друга.

Сиденье установлено на специальных салазках, по которым оно может перемещаться в нужное положение при повороте рукоятки 17 механизма передвижения. Пружинные металлические каркасы 14 спинки и 18 подушки сиденья имеют шарнирное соединение, что позволяет изменять наклон спинки вплоть до горизонтального положения. Изменение наклона спинки сиденья осуществляют вращением рукоятки 16 механизма наклона. Положение подголовника 7 сиденья также регулируется, но только по высоте.

Подушка 1 и спинка 2 сиденья имеют набивку 3, подложку 4 обивки и специальную декоративную обивку. Переднее сиденье может откидываться вперед для обеспечения свободного прохода к заднему сиденью.

Заднее сиденье трехместное, диванного типа. Оно выполнено сплошным. Сиденье имеет металлические основания 11 спинки и 12 подушки. Устройство подушки 13 и спинки 8 заднего сиденья такое же, как и у переднего сиденья. Для увеличения площади багажного отделения заднее сиденье при необходимости может складываться.

Ремни безопасности применяются на автомобиле для предохранения водителя и пассажиров от тяжелых травм и гибели при наездах автомобиля на неподвижные препятствия и при столкновении с другими автомобилями и транспортными средствами. Ремни крепятся внутри кузова автомобиля.

Ремни безопасности переднего пассажира и водителя диагональнопоясного типа. Они состоят из двух ремней: диагонального, охватывающего грудь человека, и поясного. Каждый ремень состоит из лямки, регулятора длины ремня и языка, который вставляется в замок. Ремни регулируются но длине в зависимости от комплекции пассажиров и водителя.

Ремни безопасности могут быть установлены на автомобиле и для задних пассажиров. Причем, для среднего пассажира устанавливается только поясной ремень. Задние ремни безопасности имеют такое же устройство, как и передние ремни. Они также могут регулироваться по длине в зависимости от комплекции пассажиров.

Вентиляция и отопление. Система вентиляции и отоплении кузова предназначена для регулирования воздухообмена и температуры воздуха в салоне кузова автомобиля. Она также предохраняет ветровое стекло кузова от запотевания и обмерзания.

Система вентиляции и отопления включает отопитель жидкостного типа с дополнительными устройствами (рис. 54), который размещен в передней части салона автомобиля под панелью приборов.

ВАЗ-2121 Нива Устройство кузова автомобиля, фото 3

Рис. 54. Отопитель салона кузова:

1 — воздухопровод внутренней вентиляции; 2 — рычаг воздухораспределительной крышки; 3 — электровентилятор; 4 — кронштейн; 5 — рычаг управления крышкой воздухопритока; 6 — рычаг управления краном отопителя; 7 — воздухопровод дефлекторов; 8 — дефлекторы; 9 — крышка воздухопритока; 10 — коробка воздухопритока; 11 — кожух радиатора; 12 — радиатор; 13 — трубопроводы; 14 — кран; 15 — кожух вентилятора; 16 — воздухораспределительная крышка.

Отопитель состоит из радиатора 12, к которому подводится охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя. Воздух к радиатору поступает через коробку 10 воздухопритока, в которую он попадает снаружи через продольные отверстия, расположенные в задней части капота двигателя. Крышка 9 воздухопритока позволяет регулировать количество воздуха, поступающего в салон через отопитель. При малой скорости движения автомобиля и на стоянке, когда скоростной напор воздуха недостаточен или отсутствует, свежий воздух нагнетается электровентилятором 3.

Температура воздуха, поступающего в салон, регулируется количеством жидкости, подводимой в радиатор отопителя, который подключен параллельно к системе охлаждения двигателя. Такое подключение радиатора к системе охлаждения позволяет пользоваться отопителем независимо от теплового состояния двигателя. Количество поступающей жидкости в радиатор отопителя регулируется величиной открытия крана 14.

Воздух, поступающий в салон через отопитель, направляется к дефлекторам 8 и к воздухопроводу 1. Воздухораспределительная крышка 16 позволяет регулировать количества воздуха, направляемого к дефлекторам и воздухопроводу. При закрытой крышке весь воздух поступает в салон через дефлекторы 5, а при открытой крышке большая его часть направляется через воздухопровод 1 в нижнюю переднюю часть салона к ногам водителя и переднего пассажира и оттуда — в зону ног задних пассажиров.

Дефлекторы имеют поворотные крышки с направляющими решетками, что позволяет регулировать направление потока выходящего воздуха. При закрытой крышке 16 достигается интенсивный обдув внутренней поверхности ветрового стекла кузова, предохраняющий стекло от запотевания и обмерзания.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле