Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | — | Уравновешивающий вал противоположного вращения |
2 | — | Уравновешивающий вал |
3 | — | Регулировочная пластина |
4 | — | Корпус уравновешивающих валов |
Система уравновешивания состоит из двух уравновешивающих валов и располагается под коленчатым валом. Сборочный узел системы крепится посредством 8 болтов к нижней части блока цилиндров. Каждый их двух валов объединен с косозубой приводной шестерней, они проходят точную механическую обработку и балансировку как согласованный узел. Элементы системы уравновешивания не допускается рассоединять.
Корпус системы уравновешивания служит местом для установки масляного насоса. Порт в передней части корпуса соединяется с портом подачи масла из масляного картера. Более дальний порт в верхней части корпуса соединяется с портом в блоке цилиндров. Масло под давлением из масляного насоса проходит через порт в корпусе системы уравновешивания и блок цилиндров к масляному фильтру в сборе с масляным радиатором.
Привод уравновешивающего вала
Поз. | № запасной части | Наименование |
A | — | Передняя часть двигателя |
B | — | Направление вращения коленчатого вала |
C | — | Направление вращения уравновешивающего вала |
D | — | Направление вращения уравновешивающего вала противоположного вращения |
1 | — | Поршень № 1 |
2 | — | Приводная шестерня уравновешивающего вала |
Штампованная косозубая приводная шестерня на коленчатом вале обеспечивает привод системы уравновешивания. Приводная шестерня коленчатого вала имеет в два раза больше зубьев, чем каждая из шестерен уравновешивающих валов, поэтому два уравновешивающих вала вращаются с частотой вдвое большей, чем коленчатый вал. Шестерня коленчатого вала приводит в движение уравновешивающий вал противоположного вращения, который вращается навстречу коленчатому валу. Другой уравновешивающий вал приводится в движение уравновешивающим валом противоположного вращения, в том же направлении, что и коленчатый вал.
Регулировочная пластина располагается между каждой стороной корпуса системы уравновешивания и юбкой блока цилиндров. Имеются регулировочные пластины различной толщины, они применяются для обеспечения требуемого зазора между приводной шестерней коленчатого вала и шестерней вала противоположного вращения. Зазор между каждой шестерней уравновешивающего вала можно проверить, но зазоры нерегулируемые.
Вращающиеся уравновешивающие валы создают противоположное усилие, которое компенсирует дисбалансирующие усилия, создаваемые элементами двигателя, которые совершают возвратно-поступательное движение. Дисбаланс возникает в 4-цилиндровом двигателе при перемещении пар поршней в противоположных направлениях во время работы двигателя. Для противодействия противоположным усилиям парных поршней необходимо, чтобы масса уравновешивающих валов находилась в нижней мертвой точке (НМТ), когда пара поршней находится в ВМТ.
Система уравновешивания имеет масляную смазку разбрызгиванием.