Рис. 26. Детали верхней части головки блока цилиндров: 1 — болты (5 Н·м); 2 — центральная крышка (над верхней частью впускного трубопровода); 3 — болты (25 Н·м); 4 — держатели проводов свечей зажигания; 5 — держатель троса дроссельной заслонки; 6 — задний левый кронштейн верхней части впускного трубопровода; 7 — пробка горловины для залива масла; 8 — уплотнительная прокладка; 9 — вентиляционный клапан картера; 10 — кольцо в крышке головки блока цилиндров; 11 — гайка (10 Н·м); 12 — крышка головки блока цилиндров; 13 — уплотнительная прокладка крышки головки блока цилиндров; 14 — держатели топливопроводов; 15 — болт (10 Н·м); 16 — вакуумный шланг; 17 — уплотнительная прокладка верхней части впускного коллектора; 18 — верхняя часть впускного коллектора; 19 — задний правый кронштейн верхней части впускного трубопровода
Детали, которые требуется снять для того, чтобы демонтировать головку блока цилиндров с блока цилиндров, показаны на рис. 26.
Головку блока цилиндров снимают с двигателя на автомобиле, если для устранения неисправности не требуется разбирать весь двигатель. Снятие головки блока цилиндров выполняйте в следующем порядке:
- отсоедините клемму «–» от АБ;
- снимите верхнюю часть воздушного фильтра;
- разъедините штекерные разъемы выключателя дроссельной заслонки, нагревательного элемента, датчика массового расхода воздуха и датчика температуры впускного воздуха;
- извлеките вентиляционный клапан картера 9 (рис. 26) из крышки головки блока цилиндров 12;
- отсоедините от верхней части впускного коллектора 18 вакуумный шланг 16 системы с активированным углем. При этом следите, чтобы шланг не касался других деталей;
- снимите воздухопроводный шланг с датчиком массового расхода воздуха с корпуса дроссельной заслонки;
- снимите провода высокого напряжения (ВН) со свечей зажигания;
Рис. 27. Верхняя часть впускного коллектора: 1, 3, 4 — направляющие проводов высокого напряжения; 2 — центральная крышка
- снимите направляющие 1, 3, и 4 (рис. 27) проводов ВН и отверните болты 1, показанные на рис. 26, и снимите центральную крышку 2 верхней части впускного коллектора;
- снимите трос привода дроссельной заслонки вместе с его опорой, для чего отверните опору и извлеките конец троса. Не вытаскивайте зажим, удерживающий трос дроссельной заслонки в опоре, так как в этом случае будет необходима регулировка натяжения троса дроссельной заслонки;
- откройте крышку расширительного бачка системы охлаждения, чтобы удалить возможный избыток давления, и слейте охлаждающую жидкость;
- пометьте присоединенные к корпусу дроссельной заслонки шланги системы охлаждения и снимите их со штуцеров;
- отсоедините вакуумный шланг впускного клапана для вторичной системы подачи воздуха;
- отсоедините вакуумный шланг усилителя тормозного привода от впускного коллектора. Место этого соединения 16 (рис. 26);
- извлеките топливопроводы (подвода и отвода топлива) из держателей 14 на головке блока цилиндров и осторожно отсоедините топливные шланги. Перед снятием шлангов обмотайте толстую тряпку вокруг места соединения, так как топливная система находится под давлением;
- отверните направляющую трубку масломерного щупа, расположенную внизу впускного коллектора;
- отверните болты крепления и снимите задний левый 6 (рис. 26) и правый 19 кронштейны между верхней частью впускного коллектора и головкой блока цилиндров;
- снимите верхнюю часть впускного коллектора 18 вместе с корпусом дроссельной заслонки. Следите за тем, чтобы не выскочили разгрузочные втулки. Впускные отверстия теперь открыты, поэтому закройте их соответствующим способом, например, заткнув чистыми тряпками;
- отверните болты крепления 15 и снимите крышку головки блока цилиндров 12 вместе с уплотнительной прокладкой 13;
- сбоку от крышки головки блока цилиндров отсоедините держатель электрического кабеля и клапан EGR (клапан системы рециркуляции отработавших газов);
Рис. 28. Частично разобранная головка блока цилиндров (были сняты расположенные на верхней части головки детали): 1 — болт, 25 Н·м; 2 — натяжитель ремня; 3 — распределитель подачи топлива; 4 — уплотнительная прокладка нижней части впускного коллектора; 5 — нижняя часть впускного коллектора; 6 — ушко для подъема; 7 — болт, 25 Н·м; 8 — болт крепления головки блока цилиндров; 9 — головка блока цилиндров; 10 — прокладка головки блока цилиндров; 11 — болт, 25 Н·м; 12 — О-образное уплотнительное кольцо; 13 — корпус термостата; 14 — болт, 10 Н·м; 15 — держатель кабеля; 16 — болт, 10 Н·м; 17 — катушка зажигания; 18 — болтов, 10 Н·м; 19 — держатель; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи, 30 Н·м; 22 — болт, 10 Н·м; 23 — датчик Холла; 24 — распорное кольцо; 25 — О-образное уплотнительное кольцо; 26 — распорное кольцо; 27 — крышка распределительных валов; 28 — О-образное уплотнительное кольцо
- затем отверните держатель 19 (рис. 28), который фиксирует штекерную колодку с 42 контактами, а также дополнительный насос системы охлаждения, предназначенной для защиты остановленного двигателя от перегрева;
- отсоедините штекерный разъем датчика температуры охлаждающей жидкости;
- снимите клиновой ремень привода агрегатов двигателя;
- отсоедините приемную трубу с катализатором от выпускного коллектора;
Рис. 29. Расположение катушки зажигания: 1 — крепление провода; 2 — штекерная колодка; 3 — болт крепления
- отверните болты крепления 3 (рис. 29) и отсоедините катушку зажигания 17 (рис 28) от головки блока цилиндров;
- снимите привод рулевого управления (см. подразд. 12.1) таким образом, чтобы высвободилась верхняя двухрядная цепь звездочек распределительных валов;
- выверните натяжитель нижней однорядной цепи привода промежуточного вала, расположенный сбоку на головке блока цилиндров;
- снимите крышку 27 распределительных валов. При установке крышка должна быть покрыта герметиком (AMV188 001 002). Если была снята только крышка головки блока цилиндров, а сам блок цилиндров не снимался, то уплотнительную прокладку головки блока цилиндров следует подготовить к монтажу крышки в соответствии с рекомендациями, приведенными далее;
- отсоедините от головки блока цилиндров все электрические провода;
Рис. 30. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. Отвертывание болтов осуществляется в обратной последовательности
- в несколько приемов отверните в последовательности, обратной указанной на (рис. 30), болты крепления головки блока цилиндров;
- снимите головку блока цилиндров. Если она прикипела, то по ней можно несколько раз ударить пластмассовым или резиновым молотком для облегчения снятия;
- если необходима дальнейшая разборка головки блока цилиндров, то следует снять нижнюю часть впускного коллектора, натяжитель ремня, распределитель подачи топлива и другие, установленные на головке блока цилиндров, детали.