А. Направление движения; 1. Впускной коллектор; 2. Корпус термостата; 3. Выпускной коллектор; 4. Насос усилителя рулевого управления; 5. Генератор; 6. Промежуточный ролик; 7. Натяжитель ремня; 8. Компрессор климатической установки; 9. Шкив коленвала; 10. Масляный поддон; 11. Датчик положения распредвала; 12. Масляный насос; 13. Водяной насос.
Двигатель снимается вместе с коробкой передач вниз. Для снятия двигателя нужен подъемник или лебедка.
Так как при снятии необходимо ослаблять некоторые соединения в нижней части автомобиля, то автомобиль нужно поднять домкратом и подпереть четырьмя подставками. Перед началом работ в моторном отсеке нужно закрыть крылья куском защитной ткани.
В зависимости от года выпуска и комплектации автомобиля электрические провода, шланги для вакуума и охлаждающей жидкости могут располагаться в моторном отсеке по-разному. Чтобы избежать путаницы при последующей установке, нужно перед снятием пометить все необходимые провода и шланги. Особые указания для модели Ford КА приведены в конце раздела.
Необходимые дополнительные инструменты и приспособления:
- Съемник шарниров рулевых тяг.
- Лебедка с прицепным устройством или монтажный стенд.
- Ремни для крепления двигателя на монтажном стенде.
- Смазка на основе дисульфида молибдена (MoS2).
- Ленты для жгутов проводов.
Снятие
Содержание
Отсоединить отрицательный провод от аккумуляторной батареи при выключенном зажигании.
Внимание: При этом сотрутся данные из блоков электронной памяти. См. указания в главе «Электрооборудование».
Снять аккумуляторную батарею.
Открутить болты и снять поддон аккумуляторной батареи.
Слить охлаждающую жидкость.
Снять штекер вентилятора/термовыключателя внизу слева на радиаторе.
Ослабить хомуты впускной трубы на воздушном фильтре и на впускном коллекторе, снять впускную трубу.
Снять с двигателя следующие шланги для охлаждающей жидкости, предварительно сжав хомуты специальным приспособлением или комбинированными плоскогубцами и сдвинув их назад:
- шланг (2) от радиатора на корпусе термостата. Разжать зажим для проводов (1), как показано на рисунке;
- шланг в верхней части радиатора;
- два шланга на радиаторе внизу справа;
- шланг на водяном насосе.
Стянуть шланг отопителя на разветвителе для охлаждающей жидкости, для чего сжать быстросъемное соединение рукой.
Отцепить трос (тягу) газа на корпусе дроссельной заслонки и от опоры, отложить его в сторону.
Снять электрические провода с двигателя, разрезав соединительные ленты и предварительно пометив положения проводов.
- Два штекера (1).
- Штекерное соединение для лямбда-зонда (находится в выпускном коллекторе).
- Штекер датчика температуры охлаждающей жидкости на блоке цилиндров.
- Штекер датчика скорости на перегородке моторного отсека.
- Отсоединить провод «массы» на передней части коробки передач.
- Отсоединить провода генератора.
- Отсоединить провода от стартера.
Отсоединить вакуумный шланг (2) для усилителя тормозов.
Отсоединить вакуумный шланг (3) для системы фильтра с активированным углем. При необходимости разрезать пластиковый хомут и при установке заменить его винтовым хомутом.
Снять пробку маслоналивного отверстия. Снять шланги вентиляции картера двигателя с горловины маслоналивного отверстия. Надеть пробку обратно.
Открутить вал привода спидометра от коробки передач.
Поднять и подпереть автомобиль.
Снять нижний кожух моторного отсека.
Снять клиновый ремень.
Открутить три болта крепления насоса усилителя рулевого управления к держателю через отверстия шкива. На рисунке показаны два верхних болта.
Открутить болт крепления насоса усилителя рулевого управления с задней стороны и прицепить насос проволокой к кузову.
Внимание: Шланги остаются подсоединенными.
Снять нижнюю крышку для клинового ремня.
Открутить болты и снять нижнюю крышку радиатора.
Автомобили с климатической установкой
Предупреждение: Магистраль климатической установки для хладагента нельзя открывать. Хладагент при попадании на кожу может вызвать ее обморожение.
Для того чтобы можно было снять двигатель без открывания магистрали для хладагента, нужно сделать следующее.
- Открутить болты и снять конденсатор климатической установки с радиатора.
- Открутить по два болта траверсы радиатора с обеих сторон.
- Осторожно вынуть вниз радиатор и вентилятор радиатора.
- Закрепить конденсатор проволокой на кузове — он остается в автомобиле.
- Снять штекер (1) с компрессора кондиционера. Открутить болты компрессора кондиционера вместе с держателем (2) и закрепить его на кузове проволокой так, чтобы магистрали и шланги для хладагента не были натянуты.
Внимание: Трубки и шланги климатической установки нельзя перекручивать, переламывать или изгибать.
Снять переднюю выхлопную трубу.
Включить четвертую передачу на коробке передач.
Снять штанги переключения с коробки передач.
В нижней части (на днище) автомобиля открутить болты и снять распорку между двигателем и креплением силового агрегата.
Отсоединить гидравлический трубопровод от рабочего цилиндра сцепления на коробке передач. Для этого вытащить скобу крепления в соединении (1) и вытащить трубопровод. Вытащить трубопровод из направляющей (2).
Внимание: Собрать вытекающую тормозную жидкость тряпкой. Особенности обращения с тормозной жидкостью описаны в главе «Тормозная система».
Заглушить открытый трубопровод пробкой или колпачком, чтобы внутрь не попала грязь.
Снять шланги подачи и возврата топлива с распределителя топлива, для чего сжать рукой быстросъемное соединение. Для избежания путаницы пометить шланги клейкой лентой.
Предупреждение! Топливная система находится под давлением! Перед ослаблением соединений шлангов нужно подложить под них толстые тряпки. Это позволит безопасно снять шланги. При этом следует пользоваться защитными очками.
Снять оба приводных вала.
Подставить монтажный стол (стенд) под двигатель, подложив деревянные бруски между столом и силовым агрегатом.
Закрепить двигатель ремнем на монтажном столе (стенде).
Если монтажного стола нет, то подвесить двигатель на цепи на подъемном устройстве.
Приподнять двигатель так, чтобы опоры двигателя разгрузились.
Открутить болты крепления на левой опоре (креплении) силового агрегата (со стороны коробки передач).
Открутить болты крепления правой опоры двигателя.
Осторожно опустить силовой агрегат.
Проверить, отсоединены ли все шланги и провода, которые идут от двигателя к кузову.
Внимание! Опускание двигателя нужно производить очень осторожно, чтобы при этом не повредить detna-ли кузова!
Опустить силовой агрегат вниз из моторного отсека.
Установка
Проверить шланги для охлаждающей жидкости, масла и топлива, а также опоры двигателя на наличие пор и трещин и, при необходимости, заменить.
При большом пробеге автомобиля разделить двигатель и коробку передач, проверить ведомый диск сцепления на толщину накладок и общее их состояние. При преждевременном износе или большом пробеге нужно заменить сцепление полностью.
Проверить выжимной подшипник в рабочем цилиндре на износ и, при необходимости, заменить его.
Очистить шлицы первичного вала и слегка смазать их смазкой на основе MoS .
Проверить, имеются ли Направляющие втулки для центрирования двигателя и коробки передач в блоке цилиндров и, при необходимости, вставить эти втулки.
Соединить двигатель и коробку передач. При этом повернуть первичный вал коробки передач так, чтобы он вошел в сцепление и в маховик. Можно также провернуть коленвал за его центральный болт.
Затянуть соединительные болты двигателя/коробки передач моментом 45 Нм.
Осторожно поднять силовой агрегат в моторный отсек, направляя при этом двигатель в нужном направлении.
Закрутить новые гайки левой и правой опор двигателя.
Внимание: Гайки на левой опоре двигателя (со стороны коробки передач) закрутить рукой на 5-6 оборотов, пока не затягивая.
Затянуть гайки правой опоры двигателя моментом 70 Нм.
Отцепить подъемное устройство от двигателя.
Затянуть болты распорки на креплении моментом 70 Нм, на коробке передач — моментом 50 Нм.
Путем сильных покачиваний выровнять опоры двигателя, чтобы они установились без напряжений.
Сначала затянуть гайки левой опоры двигателя (со стороны коробки передач) моментом 70 Нм.
Установить гидравлический трубопровод на рабочий цилиндр сцепления. Для этого вытащить скобу крепления в соединении (1), вдвинуть трубопровод и снова вставить скобу. Вдавить трубопровод в направляющую (2).
Установить оба приводных вала.
Установить штанги переключения передач на коробке передач и отрегулировать механизм переключения.
Установить переднюю выхлопную трубу.
Установить радиатор.
Автомобили с климатической установкой: закрепить конденсатор на радиаторе двумя болтами, затянув их моментом 15 Нм. Укрепить компрессор четырьмя болтами на двигателе, затянув их моментом 25 Нм.
Надеть шланги для охлаждающей жидкости на двигатель и на отопитель, закрепить их хомутами.
Убрать проволоку и укрепить насос усилителя рулевого управления на держателе четырьмя болтами, затянув их моментом 25 Нм.
Установить клиновые ремни.
Установить нижнюю крышку для клиновых ремней.
Установить трос привода спидометра на коробку передач.
Опустить автомобиль.
Подсоединить все электрические провода к двигателю и к коробке передач. Закрепить провода в держателях на ранее помеченных местах.
Надеть и закрепить шланги подачи и возврата топлива на распределителе топлива.
Внимание! Для исключения путаницы при установке пользуйтесь нанесенными ранее метками.
Надеть все вакуумные шланги, закрепив их, при необходимости, хомутами.
Надеть шланги системы вентиляции картера на горловину для заливания масла.
Надеть впускной воздушный шланг на воздушный фильтр и впускную трубу, закрепить хомутами.
Прицепить трос (тягу) управления «газом» на корпус дроссельной заслонки и на опору и отрегулировать его. О Установить поддон для аккумуляторной батареи и закрепить его тремя болтами (момент затяжки — 25 Нм).
Установить аккумуляторную батарею.
Проверить уровень масла в двигателе и в коробке передач и, при необходимости, долить.
Проверить концентрацию охлаждающей жидкости и залить ее в систему.
Удалить воздух из гидропривода сцепления.
Установить нижний кожух моторного отсека.
Завести двигатель и прогреть его до рабочей температуры, следить за которой по указателю температуры охлаждающей жидкости.
В заключение проехать еще не менее 5 км, чтобы быть уверенным в том, что необходимая температура достигнута.
Проверить плотность соединений всех шлангов.
Установить показания часов, ввести коды в радиоприемник.
Специально для Ford КА
Открутить на пять оборотов контргайку (2) на опоре амортизационной стойки (3) слева и справа, удерживая при этом шток амортизатора шестигранным ключом (1). Момент затяжки при установке — 50 Нм.
Снять корпус воздушного фильтра.
Открутить болты распорки на коробке передач и на держателе.
Открутить две гайки крепления и снять левую опору коробки передач.
Указание: При установке выступ (стрелка) на опоре должен войти в соответствующую выемку.
Отцепить держатель проводов и открутить один болт и две гайки правой опоры двигателя.
Опускать двигатель, пока не станет возможным снять шланг для охлаждающей жидкости на водяном насосе. Снять шланг, а затем полностью опустить двигатель.