Двигатели Е1, Е3, Е5
Содержание
1 — крышка головки цилиндров; 2 — болт крепления зубчатого колеса распредвала; 3 — приводная цепь распредвала; 4 — распредвал; 5 — болт; 6 — сегментное уплотнение; 7 — головка цилиндров; 8 — свеча зажигания; 9 — клапан; 10 — вал коромысел с коромыслами и половинками подшипников распредвала; 11 — болт головки цилиндров; 12 — прокладка крышки головки цилиндров
В принципе, головка цилиндров двигателей Е имеет ту же конструкцию, что и у других бензиновых двигателей. В следующем тексте будет указано только на отличия.
Снятие
1. Отключить кабель массы от батареи.
Внимание! При этом стираются данные из памяти неисправностей двигателя или защитный код радиоприемника. Перед отключением батареи следует прочесть указания в Разделе Снятие и установка батареи.
2. Заблокировать коленвал и отвинтить болт крепления зубчатого колеса распредвала.
3. Для блокирования коленвала включить 5-ю или 4-ю передачу и попросить помощника выжать педаль тормоза.
4. Отвинтить натяжитель приводной цепи.
5. Ослабить болты головки цилиндров в последовательности с 1 по 10 за первый проход на 1/2 оборота, за второй проход на один целый оборот и полностью вывернуть на третьем проходе.
Внимание! Ослабление болтов головки цилиндров в ненадлежащем порядке может привести к деформации или трещинам в головке цилиндров.
6. Снять валы коромысел с половинками подшипников распредвала.
7. Связать звездочку распредвала и приводную цепь проволокой, для фиксации положения звездочки и цепи друг относительно друга.
8. Снять звездочку распредвала и снять распредвал.
9. Попросить ассистента постоянно держать звездочку распредвала под натяжением, чтобы приводная цепь не соскочила со звездочки коленвала.
Внимание! Если цепь соскочила со звездочки коленвала, распределительный механизм необходимо отрегулировать снова.
10. Проверить, все ли шланги и провода, идущие от головки цилиндров к двигателю и кузову, отключены.
11. Снять головку цилиндров с помощью ассистента.
Внимание! Не класть головку цилиндров после снятия на уплотнительную поверхность, при этом могут быть повреждены полностью открытые клапаны. Уложить головку цилиндров на два деревянных бруска.
Установка
1. Вставить распредвал.
2. Установить звездочку распредвала с приводной цепью.
3. Установить валы коромысел с половинками подшипников распредвала.
4. Завернуть 10 болтов до прилегания к головке цилиндров усилием руки. Затем болты следует затянуть в три прохода. На каждом проходе болты затягиваются в последовательности, с 1-го по 10-й.
- 1-й проход: 50 Нм
- 2-й проход: 70 Нм
- 3-й проход: 90 Нм
Внимание! Затяжку болтов головки цилиндров следует производить очень внимательно. Перед затяжкой следует проверить точность динамометрического ключа. Кроме того, необходимо точно следовать последовательности затяжки.
5. Заблокировать коленвал, установить болт крепления зубчатого колеса распредвала и затянуть его с усилием 75 Нм.
6. Для блокирования коленвала включить 4-ю или 5-ю передачу и попросить ассистента выжать педаль тормоза.
7. Нажать стопор в направлении стрелки и полностью вдвинуть муфту натяжителя цепи в корпус натяжителя. Закрепить муфту скобой.
8. Установить и привинтить натяжитель цепи с новой прокладкой.
9. После установки натяжителя скоба ослабляется за счет вращения коленвала. Муфта смещается автоматически и устанавливает люфт цепи.
10. Проверить регулировку приводной цепи. Для этого провернуть коленвал, чтобы метка на ременном шкиве совпала с меткой «Т». Одновременно коромысла 1-го цилиндра должны иметь небольшой люфт, а коромысла 4-го цилиндра должны находиться в положении перекрытия клапанов, т. е. оба клапана должны быть нажаты коромыслами вниз. Если это не так, приводную цепь необходимо отрегулировать снова.
11. Установить крышку головки цилиндров с новой прокладкой крышки и сегментным уплотнением. Привинтить крышку с усилием 10 Нм.
12. Подключить кабель массы батареи.
13. Если имеются, установить время на часах и задать защитный код радиоприемника.
14. Проверить зазор клапанов, см. Раздел Проверка/регулировка зазора клапанов.
Регулировка приводной цепи
1. Снять крышку головки цилиндров.
2. Заблокировать коленвал и отвинтить болт крепления звездочки распредвала (двигатель изображен в снятом положении).
3. Для блокирования коленвала включить 5-ю или 4-ю передачу и попросить ассистента выжать педаль тормоза.
4. Снять натяжитель цепи.
5. Снять клиновой ремень, см. Раздел Снятие и установка/натяжение клинового ремня.
6. Поднять автомобиль.
7. Заблокировать коленвал и отвинтить болт крепления ременного шкива коленвала.
8. Отвинтить все болты поддона картера, которые ввинчены в крышку приводной цепи.
9. Отвинтить крышку цепи.
10. Провернуть коленвал так, чтобы паз шпонки был обращен вверх. Одновременно полированные (блестящие) звенья цепи должны совпасть с метками на звездочках распределительного и коленчатого валов. Если метки не совпадают, снять звездочку с распредвала и отрегулировать цепь.
11. Если цепь отрегулирована верно, установить звездочку распредвала, корпус приводной цепи, крышку головки цилиндров, ременный шкив коленвала и болты крепления поддона картера.