1 — нижний щиток двигателя; 2 — клиновой ремень насоса сервоуправления и компрессора кондиционера; 3 — клиновой ремень генератора; 4 — ременный шкив водяного насоса; 5 — шайба; 6 — ременный шкив коленвала; 7 — внешний направляющий диск зубчатого ремня; 8 — внутренний направляющий диск зубчатого ремня; 9 — верхний кожух зубчатого ремня; 10 — нижний кожух зубчатого ремня; 11 — наконечник свечи зажигания; 12 — свеча зажигания; 13 — зубчатый ремень; 14 — натяжной ролик; 15 — пружина натяжного ролика
Внимание! Снятие зубчатого ремня дизельного двигателя см. в Главе Дизельный двигатель.
Снятие
Содержание
1. Отключить кабель массы от батареи.
Внимание! При этом стираются данные из памяти неисправностей двигателя или защитный код радиоприемника. Перед отключением батареи следует прочесть указания в Разделе Снятие и установка батареи.
2. Поднять автомобиль и снять правое переднее колесо.
3. Снять нижний щиток двигателя в правой нише колеса.
4. Если имеется, снять клиновой ремень насоса сервоуправления и компрессора кондиционера, см. Раздел Снятие и установка/натяжение клинового ремня.
5. Ослабить болты крепления ременного шкива водяного насоса.
6. Снять клиновой ремень генератора, см. Раздел Снятие и установка/натяжение клинового ремня.
7. Вывернуть болты крепления ременного шкива водяного насоса и снять шкив.
До 2/91 г. вып.
1. Заблокировать коленвал и отвинтить болты крепления ременного шкива коленвала.
2. Для блокирования коленвала включить 5-ю передачу и попросить ассистента выжать педаль тормоза.
3. Снять шайбу, ременный шкив коленвала, внешний и внутренний направляющие диски зубчатого ремня.
С 3/91 г. вып.
1. Отвинтить болты крепления ременного шкива коленвала. Удерживать шейку ременного шкива специальным приспособлением MAZDA SSТ 490011102.
2. Отвинтить верхний и нижний кожухи зубчатого ремня.
3. Отсоединить наконечники свечей и снять свечи зажигания, см. Главу Техническое обслуживание.
4. Установить поршень 1-го цилиндра в положение зажигания. Для этого провернуть коленвал, чтобы совпали метки на ременном шкиве распредвала с метками на крышке распределительного механизма и головке цилиндров. Одновременно должны совпадать метки на блоке цилиндров и на зубчатом колесе коленвала.
5. Для проворачивания коленвала включить 5-ю передачу и сдвинуть автомобиль на ровной поверхности. Другая возможность провернуть коленвал: Приподнять переднее колесо, включить 5-ю передачу и провернуть колесо рукой.
Внимание! После того, как поршень 1-го цилиндра будет находиться в положении зажигания, установить коробку передач в нейтральное положение и еще раз проверить, совпадают ли метки на ременном шкиве коленвала и крышке привода распределительного механизма. Если метки совпадают, ни в коем случае не проворачивать больше коленвал.
6. Если старый зубчатый ремень будет устанавливаться вновь, его следует пометить. На ремне следует нанести стрелку, указывающую направление вращения. Коленвал вращается в направлении по часовой стрелке.
7. Ослабить болт натяжного ролика и отжать натяжной ролик в направлении стрелки, пока зубчатый ремень не будет ослаблен. Снова затянуть болт натяжного ролика.
8. Снять зубчатый ремень, после этого положение зубчатых колес не изменять.
Установка
Внимание! Не перегибать и не перекручивать зубчатый ремень. Загрязненный, поврежденный или изношенный зубчатый ремень в любом случае заменить. Проверить равномерность и легкость хода натяжного ролика.
Внимание! Если распредвал поворачивается при снятом зубчатом ремне, ни один поршень не должен находиться в положении BMT. Иначе могут возникнуть серьезные повреждения поршней и клапанов. Если требуется провернуть коленвал, предварительно следует установить все поршни половинную высоту. Для этого нанести сверху на зубчатом колесе коленвала линию мелом (условие: коленвал находится в положении BMT поршня 1-го цилиндра), затем повернуть колесо коленвала на 1/2 оборота влево или вправо. Отметка мелом находится в горизонтальном положении.
1. Убедиться, что распредвал находится в положении, соответствующем ВМТ 1-го цилиндра. При этом должны совпадать метки на колесе распредвала и на крышке привода распределительного механизма и головке цилиндров.
2. Одновременно отметка на зубчатом колесе коленвала должна совпадать с отметкой на блоке цилиндров. Тогда поршень 1-го цилиндра находится в положении ВМТ.
3. Наложить зубчатый ремень так, чтобы тянущая сторона была натянута. Если устанавливается старый ремень, обратить внимание на направление его вращения.
Внимание! При установке зубчатого ремня положение распределительного и коленчатого валов изменяться не должно. Иначе в двигателе могут возникнуть серьезные неисправности, или двигатель не будет развивать свою максимальную мощность.
4. Ослабить болт натяжного ролика, чтобы ролик прилегал к ремню.
5. Провернуть коленвал два раза по направлению вращения и еще раз проверить совпадение меток, при необходимости повторить регулировку.
6. Затянуть болт крепления натяжного ролика с усилием 20 Нм.
7. Два раза провернуть коленвал по направлению вращения и еще раз проверить регулировку.
8. Проверить натяжение зубчатого ремня. Зубчатый ремень на самом длинном участке при воздействии с силой 10 кГ, что соответствует нажатию большим пальцем, должен прогибаться на 11-13 мм. Если значение не соответствует требуемому, следует ослабить натяжной ролик и затянуть его снова.
9. Привинтить верхний и нижний кожухи зубчатого ремня с усилием 10 Нм.
10. Установить внешний и внутренний направляющие диски зубчатого ремня согласно выемкам на колесе коленвала. Учитывать установочное положение.
До 2/91 г. вып.
1. Установить ременный шкив коленвала и шайбу -5- и затянуть болты крепления с усилием 15 Нм.
С 3/91 г. вып.
1. Установить болт крепления ременного шкива коленвала. Удерживая шейку шкива специальным приспособлением MAZDA SST 49 D 011102 и затянуть болт с усилием 165 Нм.
2. Установить ременный шкив водяного насоса и затянуть болты крепления с усилием руки.
3. Установить клиновый ремень, см. Раздел Снятие и установка/натяжение клинового ремня.
4. Затянуть ременный шкив водяного насоса с усилием 10 Нм.
5. Установить свечи и подключить кабели, см. Главу Техническое обслуживание.
6. Привинтить щиток в правой нише колеса.
7. Установить переднее колесо и опустить автомобиль.
8. Подключить кабель массы к батарее.
9. Если имеются, установить время на часах и задать защитный код радиоприемника.
10. Проверить момент зажигания, при необходимости отрегулировать, см. Главу Система зажигания, Раздел Проверка/регулировка момента зажигания.