1. Турбокомпрессор предназначен для увеличения мощности двигателя путем повышения массового заряда воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. Воздух подается в цилиндры под давлением, благодаря чему увеличивается коэффициент наполнения цилиндров, полнота сгорания топлива и улучшается процесс смесеобразования.
2. Турбокомпрессор (см. сопр. иллюстрацию) представляет собой вал. центральная часть которого устанавливается в подшипник. На обеих сторонах вала расположены турбины в двух отдельных корпусах. Одна из турбин включена в тракт выпуска отработавших газов, другая во впускной воздуховод. При работе двигателя включенная в выпускной тракт турбина приводится в движении потоком отработавших газов — при этом частота вращения вала турбокомпрессора достигает 300000 об/мин, в результате чего установленная на другом конце вала турбина создает давление во впускном тракте. Благодаря более высокой степени наполнения цилиндров прирост мощности двигателя может достигать 100%.
3. Давление воздуха во впускном трубопроводе при турбонаддуве увеличивается на 0.4-0.8 бар (полное давление достигает 1.8 бар), за счет чего мощность двигателя также повышается. Значения давления воздуха во впускном воздуховоде определяются датчиком давления наддува, который передает соответствующий сигнал на электронный модуль системы управления двигателем. При этом система контролирует, чтобы максимальное давление воздуха не превышало определенного значения.
4. Наряду с мощностью применение турбокомпрессора увеличивает также крутящий момент двигателя, что благоприятно сказывается на плавности работы двигателя.
5. Для оптимальной работы двигателя в различных режимах требуется свое определенное количество воздуха. Поэтому на двигатели Z13DTH/Z17DTH и Z19DTH устанавливается турбокомпрессор с изменяемой геометрией турбины (VTG-турбокомпрессор), т.е. направляющие лопатки плавно управляются через э/м клапан и вакуумную камеру. Таким образом, при любых оборотах двигателя достигается оптимальное давление наддува.
6. Смазка подшипника турбокомпрессора осуществляется под давлением в общей системе смазки двигателя. Масло подается и отводится в поддон картера по отдельным трубопроводам. Корпус подшипника имеет герметичные уплотнения.
7. Корпус турбокомпрессора крепиться к выпускному коллектору. Для его снятия необходимо отсоединить все подводящие разъемы электропроводки топливные и масляные линии, снять защиту выпускного коллектора и коллектор вместе с турбокомпрессором. Затем отсоединить турбокомпрессор.
Замечание: При необходимости отсоединения трубопроводов системы охлаждения необходимо предварительно слить охлаждающую жидкость.
8. Турбокомпрессор представляет собой узел, выполненный с прецизионной точностью. Поэтому он не подлежит ремонту в условиях обычной мастерской автосервиса и заменяется в сборе.
9. Для максимальной эффективности турбонаддува между турбонагнетателем и впускным трубопроводом двигателя находится охладитель надувочного воздуха (интеркулер) (см. иллюстрацию 6.1, Часть А), который производит охлаждение сжатого воздуха. Снижение температуры впускного воздуха приводит к повышению его плотности, увеличению наполнения цилиндров и теплового КПД рабочего цикла.
10. Интеркулер устанавливается на сборке радиатора системы охлаждения, как правило, перед ним. Для его снятия необходимо демонтировать накладку переднего бампера (см. Главу 11) и отсоединить воздуховоды и другие подводящие линии.