Угол опережения зажигания до В. М. Т. при частоте вращения коленчатого вала 750…800 об/мин должен быть (1±1)° для двигателей 2108, (6±1)° для 21081 и (4±1)° для 21083. Если величина угла будет меньше (позднее зажигание), то почти весь процесс горения рабочей смеси будет происходить при ходе поршня вниз. Поэтому давление газов будет ниже, уменьшится мощность, ухудшится приемистость двигателя, возрастет расход топлива.
При излишне раннем зажигании рабочая смесь сгорает преждевременно и давление газов в цилиндре чрезмерно возрастает еще до прихода поршня в В. М. Т. В результате увеличиваются нагрузки на детали кривошипно-шатунного механизма, возникают стуки, уменьшается мощность двигателя, он перегревается и неустойчиво работает на холостом ходу при малой частоте вращения коленчатого вала.
Для проверки на автомобиле момента зажигания имеется шкала 1 (см. рис. 30) в люке картера сцепления и метка 2 на маховике. Одно деление шкалы соответствует 1° поворота коленчатого вала. При совмещении метки на маховике со средним (длинным) делением шкалы поршни 1-го и 4-го цилиндров находятся в В. М. Т.
При обкатке двигателя на стенде на станциях технического обслуживания устанавливать момент зажигания можно с помощью меток на шкиве коленчатого вала и на передней крышке привода распределительного вала (рис. 114).
Проверить и установить момент зажигания можно с помощью стробоскопа в следующем порядке:
- соединить зажим «плюс» стробоскопа с клеммой «плюс» аккумуляторной батареи, а зажим «массы» с клеммой «минус». Зажим датчика стробоскопа присоединить к проводу высокого напряжения первого цилиндра;
- пустить двигатель и направить мигающий поток света стробоскопа в люк картера сцепления; если момент зажигания установлен правильно, то при холостом ходе двигателя метка на маховике должна на одно деление не доходить до среднего деления шкалы 1 (см. рис. 30);
- для регулировки момента зажигания остановить двигатель, ослабить гайки крепления датчика-распределителя зажигания и повернуть его на необходимый угол. Для увеличения угла опережения зажигания корпус датчика-распределителя следует повернуть по часовой стрелке, а для уменьшения — против часовой стрелки.
Для удобства регулировки момента зажигания на фланце датчика-распределителя зажигания имеются деления и знаки «+» и «—», а на корпусе вспомогательных агрегатов — установочный выступ (рис. 115). Одно деление на фланце соответствует восьми градусам поворота коленчатого вала.