Техническая характеристика:
- Номинальное напряжение, В — 12
- Номинальная емкость при 20-часовом режиме разряда и температуре электролита 25°С в начале разряда, А·ч — 55
- Разрядная сила тока при 20-часовом режиме разряда, А — 2,75
- Разрядная сила тока при стартерном режиме разряда и температуре электролита —18°С, А — 255
На автомобилях ВАЗ-2108 устанавливается «малообслуживаемая» аккумуляторная батарея типа 6СТ-55А. Она предназначена для пуска двигателя и питания потребителей при неработающем двигателе, когда генератор не вырабатывает электроэнергию.
Корпус 1 (рис. 96) изготовлен из полупрозрачной пластмассы — полипропилена и разделен непроницаемыми перегородками на секции, в которых размещены шесть последовательно соединенных аккумуляторов напряжением по 2 В каждый. Крышка 2, общая для всего корпуса, также изготовлена из полипропилена и приварена к корпусу с помощью контактно-тепловой сварки. В крышке имеется шесть отверстий для заливки электролита и контроля его уровня. Отверстия закрыты пробками 6.
Рис. 96. Аккумуляторная батарея:
1 — корпус; 2 — крышка; 3 положительный вывод; 4 — межэлементное соединение; 5 — отрицательный вывод; 6 — пробка; 7 — индикатор для проверки уровня электролита; 8 — сепаратор; 9, 10 — положительная и отрицательная пластины.
В каждом аккумуляторе находится блок из поочередно расположенных положительных 9 и отрицательных 10 пластин. Они выполнены в виде решетки, заполненной пористой активной массой из свинца и свинцовых окислов. Пластины одинаковой полярности собраны в полублоки и приварены к общим пластинам — бареткам.
Решетки пластин отлиты из сплава свинца (с добавлением кальция) с малым содержанием сурьмы. Благодаря этому замедляется процесс саморазряда батареи и уменьшается разложение электролита в конце заряда. В результате снизилась трудоемкость технического обслуживания аккумуляторной батареи, так как стало возможным реже производить проверку уровня и плотности электролита. Поэтому такие батареи называют «мало-обслуживаемыми» или даже «необслуживаемыми».
Между пластинами в блоках установлены сепараторы 8 из тонкого микропористого поливинилхлорида. Они служат для изоляции разноименных пластин друг от друга, а также для исключения вибрации пластин при тряске. Малая толщина и большая пористость сепараторов уменьшает внутреннее сопротивление батареи и позволяет получить большую силу разрядного тока. А это облегчает пуск двигателя при минусовых температурах электролита.
Электролитом в аккумуляторе служит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. При разряде батареи серная кислота электролита взаимодействует с активной массой пластин и превращает ее в сульфат свинца (белого цвета), при этом количество кислоты в электролите уменьшается и его плотность снижается.
При заряде батареи под действием проходящего через батарею тока происходит обратный процесс. Сульфат свинца в активной массе положительных пластин превращается в перекись свинца (коричневого цвета), а у отрицательных пластин превращается в губчатый свинец (серого цвета), при этом в электролит выделяется серная кислота и его плотность увеличивается. На заводе автомобили комплектуются аккумуляторными батареями с электролитом плотностью 1,26…1,28 г/см3 (для тропиков — плотностью 1,22…1,24 г/см3). В зависимости от климатического района, в котором эксплуатируется автомобиль, плотность электролита должна соответствовать указанной в табл. 4.