Устройство кривошипно-шатунного механизма ВАЗ-1111 Ока

Кривошипно-шатунный механизм состоит из блока цилиндров, поршня с шатуном и коленчатого вала с маховиком.

Блок цилиндров

Чугунный, литой. Цилиндры блока по диаметру подразделяются на 5 классов (через 0,01 мм). Класс цилиндра (латинская буква) выбивается на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Предусмотрена возможность расточки цилиндров под ремонтные поршни.

Крышки коренных подшипников коленчатого вала обрабатываются в сборе с блоком цилиндров, поэтому они невзаимозаменяемы и для различия имеют на наружной поверхности риски (см. рис. 36). Крышки коренных подшипников крепятся к блоку самоконтрящимися болтами, замена которых на иные недопустима.

Поршень

Отливается из алюминиевого сплава. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, В, С, D, Е) через 0,01 мм. Наружная поверхность поршня имеет сложную форму: по высоте она коническая, а в поперечном сечении — овальная. Поэтому измерять диаметр поршня необходимо только в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу, на расстоянии 51,5 мм от днища поршня.

По диаметру отверстия под поршневой палец поршни подразделяются на три класса (1, 2, 3) через 0,004 мм. Классы диаметров поршня 4 (рис. 5) и отверстия под поршневой палец 5 клеймятся на днище поршня.

ВАЗ-1111 Ока Устройство кривошипно-шатунного механизма, фото 1

Отверстие под палец смещено от оси поршня на 1,2 мм, поэтому стрелка 2 на днище поршня показывает, как правильно ориентировать поршень при установке его в цилиндр. Она должна быть направлена в сторону привода распределительного вала так же, как и отверстие 6 на шатуне для выхода масла.

По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. Этим группам соответствует маркировка 1 на днище поршня: «Г», «+» и «—». На каждом двигателе оба поршня должны быть одной группы по массе. Поршни ремонтных размеров изготавливаются с увеличенным на 0,4 и 0,8 мм наружным диаметром. На Днищах поршней ставится маркировка в виде треугольника или квадрата 3. Треугольник соответствует увеличению наружного диаметра на 0,4 мм, а квадрат — на 0,8 мм.

В запасные части поставляются поршни классов А, С, Е. Этих классов достаточно для подбора поршня к любому цилиндру, так как поршни и цилиндры разбиты на классы с некоторым перекрытием размеров. Например, к цилиндрам классов В и D может подойти поршень класса С. При ремонте двигателей поршни обычно заменяют у изношенных цилиндров, поэтому к незначительно изношенному цилиндру, имевшему класс В, может подойти поршень класса С. Главное при подборе поршня — чтобы монтажный зазор между поршнем и цилиндром был как можно ближе к расчетному (0,025—0,045 мм).

Поршневые кольца

Изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо — с хромированной бочкообразной наружной поверхностью. Нижнее компрессионное кольцо — скребкового типа. Маслосъемное кольцо — с хромированными рабочими кромками и разжимной спиральной пружиной.

Поршневой палец

Стальной, запрессован в верхнюю головку шатуна и свободно вращается в бобышках поршня. По наружному диаметру пальцы подразделяются на три класса через 0,004 мм. Класс маркируется краской на торце пальца: синяя метка — 1-й класс, зеленая — 2-й, а красная — 3-й класс.

Шатун

Стальной, обрабатывается вместе с крышкой, и поэтому они в отдельности невзаимозаменяемы. Чтобы при сборке не перепутать крышки и шатуны, на них клеймится номер 7 цилиндра (см. рис. 5), в который они устанавливаются.

Коленчатый вал

Литой, чугунный, 3-опорный. Предусмотрена возможность перешлифования шеек коленчатого вала при ремонте с уменьшением диаметра на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

Осевое перемещение коленчатого вала ограничено двумя упорными сталеалюминиевыми полукольцами. Они вставляются в гнезда блока цилиндров по обе стороны от среднего коренного подшипника. Полукольца изготавливаются двух размеров — нормального и увеличенного на 0,127 мм.

Вкладыши подшипников коленчатого вала тонкостенные, сталеалюминиевые. Вкладыши коренных подшипников с канавкой на внутренней поверхности, шатунные вкладыши без канавки. Ремонтные вкладыши изготавливаются увеличенной толщины под шейки коленчатого вала, уменьшенные на 0,25; 0,5; 0,75 и 1,00 мм.

Маховик

Чугунный литой, с напрессованным стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером. Центрируется маховик цилиндрическим выступом на фланце коленчатого вала. Относительно коленчатого вала маховик должен устанавливаться в строго определенном положении, так как у него с одной стороны имеется уравновешивающий прилив. Поэтому в маховике предусмотрено отверстие, с которое входит установочная втулка, запрессованная во фланец коленчатого вала. Для контроля положения маховика на его задней плоскости около зубчатого венца имеется установочная метка в виде конусной лунки. Она должна находиться против осей шатунных шеек. Маховик балансируется отдельно от коленчатого вала.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле