1. Надежная работа свечей имеет решающее значение для реализации потенциальных возможностей двигателя. Важнейшим фактором, обеспечивающим это требование, является использование свечей, соответствующих данному типу двигателя (перечень таких свечей приведен в начале этой главы). Если используются свечи нужного типа и двигатель находится в хорошем состоянии, никакого обслуживания свечи не требуют и могут работать до плановой замены. Чистка свечей требуется редко. Для этого необходим специальный инструмент, иначе можно повредить электроды.
2. Если метки на проводах высокого напряжения не видны, обозначьте их от 1 до 4, в соответствии с номерами цилиндров (1-й цилиндр расположен на двигателе со стороны коробки передач). Снимите провода со свечей, удерживая за наконечник провода, а не за сам провод. В противном случае возможен отрыв наконечника от провода (см. рис. 4.2).
Рис. 4.2. Снятие высоковольтных проводов со свечей зажигания
3. Чтобы не допустить попадания грязи в цилиндры, перед выворачиванием свечей рекомендуется очистить свечные гнезда чистой кисточкой, пылесосом или струей воздуха (см. рис. 4.3).
Рис. 4.3. Сметите кисточкой пыль из углублений под свечи
4. Выверните свечи, пользуясь свечным торцевым ключом. Держите торцевой ключ соосно со свечой — в случае перекоса возможно повреждение фарфорового изолятора (см. рис. 4.4). Сняв очередную свечу, тщательно осмотрите ее.
Рис.4.4. Отворачивание свечи зажигания
5. Осмотр свечей позволит определить состояние двигателя. Если внутренний изолятор свечи белый и чистый без отложений, это означает что двигатель работал на бедной смеси или что свеча слишком горячая (горячая свеча передает тепло от электродов медленно, а холодная свеча передает тепло быстро).
6. Если электрод и внутренний изолятор свечи покрыты твердым слоем черного цвета, это означает, что смесь слишком богатая. Если свечи покрыты черными масляными отложениями, это скорее всего означает, что двигатель изношен или работает на слишком богатой смеси.
7. Если внутренний изолятор покрыт тонким слоем светло-коричневых отложений, значит рабочая смесь имеет нормальный состав, а двигатель находится в хорошем состоянии.
8. Важное значение для правильной работы двигателя имеет искровой зазор между электродами свечи. Если зазор слишком большой или слишком маленький, то мощность искры, а вместе с ней и эффективность, существенно снижаются Требуемые значения зазора приведет в разделе «Технические данные» в начале этой главы.
9. Для установки зазора измерьте его с помощью плоского щупа, а затем подогните наружный электрод до требуемой величины (см. рис. 4.9). Зазор установлен правильно, если щуп нужного размера проходит между электродами с трением. Никогда не подгибайте центрагъный электрод, потому что это может вызвать поломку внутреннего фарфорового изолятора и свечу придется выбросить.
Рис. 4.9. Определение зазора в свече зажигания при помощи плоского щупа
10. Специальные приспособления для регулировки зазоров в свечах можно приобрести в большинстве автомагазинов, торгующих акссесуарэми, или у производителей свечей (см. рис 4.10).
Рис. 4.10. Установите межэлектродный зазор в свечах зажигания аккуратным подгибанием наружного электрода с помощью регулировочного приспособления
11. Перед установкой свечей убедитесь (см. Haynes советует), что наконечники (на конце свечи) туго завинчены, а наружная поверхность и резьба свечей чисто протерты.
Часто бывает трудно правильно вставить свечу в отверстие головки не повредив при этом резьбу. Для облегчения этой задачи насадите на верхний коней свечи кусок гибкого шланга. Гибкий шланг работает как ключ с карданным шарниром и помогает без труда совместить резьбу свечи с резьбой в головке. При взаимном перекосе шланг проскользнет и не даст испортить резьбу в головке.
12. Снимите резиновый шланг (если им пользовались) и затяните свечу до требуемого крутящего момента (см. Технические данные). Установите оставшиеся свечи таким же образом.
13. Подсоедините высоковольтные провода в правильном порядке, и установите все детали, снятые для улучшения доступа к свечам.