Автомобили с двигателями «12SC», «13N», «13S», «14NV» комплектуются в зависимости от модели четырех- или пятиступенчатой коробкой передач типа «F10» с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Переключение передач производится системой тяг от рычага на туннеле пола кузова. Коробка передач объединена в один узел с. дифференциалом и главной передачей. Картер коробки передач не имеет сливной пробки, так как масло залито на весь срок эксплуатации автомобиля. Емкость картера 4-ступенчатой коробки передач составляет 1,7 л, 5-ступенчатой коробки передач — 1,8 л для коробок передач с высоконагруженными узлами с вязкостью масла по SAE 80. Через каждые 30000 км пробега или каждые два года эксплуатации проверять уровень масла, который должен доходить до нижней кромки контрольного отверстия, расположенного в левой задней части картера коробки передач Доливка масла производится через вентиляционное отверстие в крышке механизма переключения передач.
С апреля 1986 (. в конструкцию 4- и 5-ступенчатой коробки передач типа «F10» внесены следующие изменения:
- диаметр блокирующих колец синхронизатора I и II передач увеличен с 51 до 58 мм. Соответственно изменена конструкция вилки штока переключения I-II передач и промежуточного рычага привода переключении передач. Детали старой и новой конструкции невзаимозаменяемы;
- все разъемные шарикоподшипники «открытого» типа заменены шарикоподшипниками закрытого типа, которые можно также применять для коробок передач выпуска до апреля 1986 г.:
- в 4 ступенчатой КП «F10» шестерня I передачи вращается на разрезном игольчатом подшипнике «А» (см. рисунок), а вместо упорной шайбы этой шестерни установлен упорный игольчатый подшипник «Б».
Автомобили с двигателем « 16SV» оснащаются 4- или 5-ступенчатой коробкой передач типа «F13», представляющую собой модификацию КП типа «F10».
КП типа «F13» имеет те же передаточные числа, что и КП типа «F10*, за исключением передаточного числа заднего хода, и в основ ном ту же конструкцию, за исключением следующих изменений:
- усилен картер;
- применен синхронизатор I и II передач с тремя блокирующими кольцами;
- в 4-ступенчатой коробке передач шестерня I передачи вращается на разрезном игольчатом подшипнике. Вместо упорной шайбы шестерни I передачи устанавливается упорный игольчатый подшипник;
- конструкция шестерен I и II передач адаптирована под синхронизатор с тремя блокирующими кольцами.
В состав синхронизатора I и II передач входят г.педующие детали (см. рисунок): шестерня 1 II передачи; внутренние блокирующие кольца 2; промежуточные блокирующие кольца 3; наружные блокирующие кольца 4; муфта 5; пружины 6; сухари 7; ступица 8 и шестерня 9 I передачи. После перемещения муфты из положения нейтрали в положение I передачи работа синхронизатора происходит следующим образом: под действием пружин три сухаря смещаются муфтой в осевом направлении к наружному блокирующему кольцу. Вследствие этого выбирается зазор между тремя блокирующими кольцами в точках их соприкосновения. Крутящий момент на внутренней конической поверхности колец, возникающий из разницы скоростей вращения, вызывает перемещение наружного блокирующего кольца до касания с выступа ми внутреннего блокирующего кольца, при этом муфта синхронизатора устанавливается на одной осевой линии с наружным блокирующим кольцом. Как только муфта дополнительно перемещается, она входит в соприкосновение с наружным блокирующим кольцом синхронизатора. Этот процесс называется предварительной синхронизацией.
Под действием усилия, прилагаемого к рычагу переключения передач. которое увеличивается в соответствии с передаточным числом механизма переключения передач, все три блокирующие кольца синхронизатора прижимаются друг к другу. Пока сохраняется разница скоростей вращения шестерни и муфты, на блокирующие кольца действуют крутящие моменты, сумма которых намного больше крутящего момента, возникающего в обычном синхронизаторе, что обеспечивает значительное уменьшение усилия, необходимого для переключения передач. Метод, позволяющий полностью выровнять скорости вращения муфты синхронизатора и соответствующей шестерни, получил название основная синхронизация.
- все разъемные шарикоподшипники открытого типа заменены подшипниками закрытого типа.
Маркировка
Содержание
Кодовый номер коробки передач выбивается на задней крышке. Например 26412 … 394, где:
- 264 — порядковый номер дня года;
- 1 — последняя цифра года выпуска;
- 2 — номер смены, собравшей коробку передач (1 — утренняя смена. 2 — вечерняя смена);
- … — место для нанесения специальных кодов от 0 до 99;
- 394 — передаточное число главной передачи. В данном приме ре 3,94.
Передаточные числа
Для автомобилей с кузовом «седан» и «хэтчбек» с двигателями «12SC», «13N» и «13S», для универсалов с этими двигателями передаточное число главной передачи равно 4,18, для фургонов с двигателями «13N» и «13S» — 4,53.
Дифференциал
Коробка дифференциала вращается на двух конических роликовых подшипниках. Предварительный натяг подшипников регулируется гайкой.
Момент сопротивления проворачиванию подшипников коробки дифференциала
*Не считая момента, замеренного при разборке.