Крутящий момент от двигателя через сцепление передаётся на первичный вал коробки передач На первичном (ведущем) валу установлены 6 шестерен, включая шестерню заднего хода, которые при включении передачи входят в зацепление с соответствующей шестерней на вторичном (ведомом) валу. Соотношение количества зубьев соответствующей пары шестерен образует нужное передаточное число. Механическая коробка передач автомобилей AUDI 80 является полностью синхронизированной, что обеспечивает бесшумное переключение передач.
Шестерни ведущего и ведомого валов установлены на так называемых игольчатых подшипниках, обеспечивающих мягкое соединение между шестернями и валами. При включении передачи создаётся соединение не между шестернями, а между шестерней и валом. Для синхронизации числа оборотов вала и шестерни, вал, вращающийся с большим количеством оборотов, тормозится с помощью фрикционных элементов. Ввиду того, что синхронизация вращения вата и шестерни выполняется за считанные доли секунды, то рекомендуется при холодном двигателе переключение передач выполнять мягко, без резкого выталкивания рычага переключения передач.
Если переключение передач выполняется с трудом или же в ходе продолжительной поездки коробка вдруг стала создавать проблемы, то виной тому обычно сцепление, а не сама коробка передач. Исправить положение можно, к примеру, корректировкой положения рычага переключения передач и коммутации.
1. У становите рычаг переключения передач в нейтральное положение.
2. Отвинтите шаровую головку рычага переключения передач.
3. Снимите с помощью ножа накладку на рычаге стояночного тормоза и выверните находящийся под наладкой болт с крестообразным шлицем на головке. Это позволит снять крышку консоли рычага переключения передач.
4. Ослабьте, действуя из-под автомобиля, шестигранный болт крепления нижней части рычага переключения передач. Это позволит сместить рычаг переключения передач и шток вилки переключения передач относительно друг друга (см. стрелку на иллюстрации).
5. У становите рычаг переключения передач в вертикальное положение и выровняйте его так, чтобы кулиса находилась на равном удалении от шаровой опоры рычага (см. иллюстрацию).
6. Затяните болт крепления нижней части рычага переключения передач. Затяжку выполняйте осторожно, чтобы не сбить положение рычага и штока.
7. Проверьте ход рычага переключения передач и работу коробки передач. При включенной нейтральной передаче рычаг переключения передач должен стоять на уровне 3/4 передач.
8. Переключитесь поочередно на все передачи. Особое внимание обратите блокировку ошибочного включения заднего хода. При необходимости ослабьте болты крепления шаровой опоры рычага и немного сместите опору.