Автоматической коробкой передач управляет электронный блок, обрабатывающий поступающие сигналы от следующих источников.
- а) Рычаг управления коробкой передач с многофункциональным переключателем. От положения рычага управления коробкой передач зависит включение фонарей заднего хода, блокировка стартера при включенной скорости, а также функционирование устройства регулировки скоростного режима (см. иллюстрацию 4.0).
- б) Переключатель режима движения.
- в) Потенциометр угла перемещения дроссельной заслонки. Информация этого датчика служит для расчета передаточного числа.
- г) Датчик скорости, установленный на коробке передач, также предназначен для определения передаточного числа. При выходе данного датчика из строя блок управления в качестве аварийной программы руководствуется количеством оборотов двигателя, получаемых от датчика Холла, относящегося к системе зажигания.
- д) Кикдаун-переключатель на тросе «газа». Он включается если педаль акселератора выжимается до упора. Коробка передач либо дольше остаётся в положении боле — низкой передачи, либо переключается с более высокой на более низкую передачу.
- ж) Выключатель стоп-сигнала снимает блокировку рычага управления коробкой передач. Только при нажатой педали тормоза рычаг автоматической коробки передач можно перевести из положения «Р» или «N» в положение передачи для продолжения движения.
- з) Датчик температуры жидкости автоматической коробки передач. Значительное различие по числу оборотов между двигателем и коробкой передач может привести к сильному увеличению температуры жидкости. При получении электронным блоком управления информации об увеличении температуры жидкости переключение на повышенную передачу выполняется с замедлением.
4.0 Схема работы автоматической коробки передач
1 — блок переключения передач
2 — рычаг управления автоматической коробкой передач
3 — многофункциональный переключатель
4 — электронный блок управления
5 — толкатель
Электронный блок управления распознаёт и регистрирует неисправности и сбои в работе автоматической коробки передач. Программа самодиагностики контролирует входные и выходные сигналы почти всех датчиков или компонентов коробки передач или их электрические цепи. Считывание и распечатка неисправностей возможны только в мастерской, располагающей соответствующим прибором.
Как только электронный блок управления установил наличие неисправности, которая в значительной степени влияет на функционирование» автоматической коробки передач, или же если сам блок выходит из строя, то выполняется так называемая аварийная программа, состоящая из двух подпрограмм:
- а) Подпрограмма автоматического переключения на повышенную или пониженную передачи, обеспечивающая работу коробки передач в прежнем режиме. При выполнении этой программы будут ощущаться рывки в работе коробки.
- б) Подпрограмма, исключающая автоматическое переключение коробки передач на повышенную или пониженную передачи. При выполнении этой программы будет работать только 3-я передача при нахождении рычага управления в положениях D, 3 и 2. И только в положениях рычага 1 или R коробка передач будет работать по-прежнему.
При выполнении аварийной программы рекомендуется немедленно обратиться в ближайшую мастерскую, где в первую очередь произведут опрос системы самодиагностики.
Круг работ, которые автовладелец в состоянии выполнить на автоматической коробке передач самостоятельно, ограничен. Однако целенаправленные проверки могут помочь при определении неисправностей, что весьма актуально для автомобилей, бывших в употреблении. При любом сбое коробки передач в первую очередь надлежит проверить уровень жидкости в коробке. Если при извлечении измерительного щупа ощущается запах гари, то налицо весьма сложный дефект дискового тормоза автоматической коробки.
В ходе пробной поездки можно выполнить проверку переключения коробки передач. При переключении на повышенную передачу при частично нажатой педали акселератора смена передач почти не ощущается. При положении педали «Полный газ» или при включении режима «Кикдаун» смена передач воспринимается более отчетливо, но при этом переход происходит плавно. Резкое увеличение оборотов при переходе с одной передачи на более высокую свидетельствует о наличии дефекта, который следует установить.
При переключении с повышенных передач на более низкие переход практически не ощущается, особенно если скорость была не очень высокой. Рывок при нажатии на педаль акселератора для увеличения скорости — это нормальное явление. Переключение с помощью рычага управления коробкой происходит при ненажатой педали акселератора в течение 1-2 секунд, а при нажатой — незамедлительно.
Внимание! Автомобиль AUDI 80 с автоматической коробкой передач нельзя буксировать своим ходом свыше 50 км. Это связано со смазкой коробки передач. Максимальная скорость буксировки также не должна превышать 50 км/час. Рекомендуется транспортировка таких автомобилей методом погрузки.