Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10 ВАЗ-21213 Нива

Двигатель 21214-10 — четырехтактный, четырехцилиндровый, с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала, с системой распределенного впрыска топлива.

Двигатель 21214-10 создан на базе двигателя 21213. У них одинаковые корпусные детали и кривошипно-шатунный механизм. Одинаковая подвеска силового агрегата. Отличия в устройстве двигателя связаны с применением на этом двигателе вместо карбюратора системы распределенного впрыска топлива, с использованием в газораспределительном механизме гидравлических опор толкателей и гидравлического натяжителя цепи. Поэтому имеются особенности в сборке и разборке двигателя, в части снятия и установки узлов подачи воздуха, системы питания и системы смазки.

Снятие и установка силового агрегата

Перед снятием силового агрегата необходимо убрать давление в системе подачи топлива. Для этого отсоедините колодку жгута проводов электробензонасооа от жгута проводов системы впрыска, запустите двигатель, дайте ему поработать до остановки, а затем включите стартер на 3 с для выравнивания давления в трубопроводах.

Отсоедините провод от вывода «минус» аккумуляторной батареи.

Отсоедините шланги 7 и 8 (рис. 9-14) подвода и слива топлива от трубок 1 и 9 на двигателе. Закройте отверстия шлангов и трубок, чтобы в них не попала грязь.

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 1

Рис. 9-14. Детали топливного бака и топливопроводы:

1 — отводящая трубка; 2 — пробка; 3 — электробензонасос; 4 — топливный бак; 5 — скоба крепления топливного фильтра; 6 — топливный фильтр; 7 — сливной шланг топливопровода; 8 — подающий шланг топливопровода; 9 — подводящая топливная трубка; 10 — топливная рампа.

Отсоедините трос 4 (рис. 9-15) привода акселератора от кронштейна 5 на дроссельном патрубке, от сектора 6 на ресивере и от кронштейна 3 на крышке головки цилиндров.

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 2

Рис. 9-15. Снятие привода акселератора:

1 — кронштейн; 2 — возвратная пружина; 3 — поддерживающий кронштейн; 4 — трос управления дроссельной заслонкой; 5 — кронштейн крепления троса; 6 — сектор с рычагом управления дроссельной заслонкой; 7 — педаль управления дроссельной заслонкой; 8 — накладка педали.

Ослабьте два стяжных хомута и снимите шланг 6 (рис. 9-16) впускной трубы, отсоединив от его патрубка шланг вентиляции картера двигателя.

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 3

Рис. 9-16. Снятие узлов и деталей системы подачи воздуха:

1 — шланг подогрева дроссельного патрубка; 2 — дроссельный патрубок; 3 — шланг отводящий от дроссельного патрубка; 4 — заборник воздуха; 5 — наконечник заборника воздуха; 6 — шланг впускной трубы; 7 — датчик массового расхода воздуха; 8 — крышка воздушного фильтра; 9 — фильтрующий элемент; 10 — корпус воздушного фильтра; 11 — опора фильтра; 12 — ресивер; 13 — прокладка.

Снимите воздушный фильтр в сборе с датчиком 7 массового расхода воздуха, срезав ножом три резиновые опоры 11, которыми фильтр крепится к кузову, и одну опору крепления наконечника заборника холодного воздуха к радиатору.

Отсоедините от ресивера шланги отбора разрежения к регулятору давления топлива и к вакуумному усилителю тормозов.

Отсоедините шланг продувки адсорбера от дроссельного патрубка (если на автомобиле имеется система улавливания паров бензина).

Отсоедините провода от дроссельного патрубка, от модуля зажигания, от жгута проводов форсунок, от всех датчиков, имеющихся на силовом агрегате, и от выключателя света заднего хода на коробке передач.

Дальше снятие силового агрегата выполняется в обычном порядке, как описано в разделе 2.

Установка силового агрегата производится в порядке, обратном снятию. Резиновые опоры крепления воздушного фильтра одноразового использования. Поэтому при установке воздушного фильтра устанавливайте новые опоры.

После установки силового агрегата отрегулируйте привод акселератора. При полностью отпущенной педали 7 (рис. 9-15) привода акселератора дроссельная заслонка должна быть полностью закрыта. Трос привода-должен быть натянут. Прогиб троса от усилия руки должен быть не более 10 мм. При необходимости натяжение троса привода отрегулируйте регулировочными гайками наконечника троса.

При полностью нажатой педали акселератора до упора дроссельная заслонка должна быть полностью открыта, кронштейн 5 дроссельной заслонки не должен иметь дополнительного хода.

Проверьте работу системы впрыска, как указано в Руководстве по ремонту системы распределенного впрыска топлива.

Разборка и сборка двигателя

Основные отличия в разборке и сборке двигателя связаны с другой конструкцией системы подачи воздуха.

После установки двигателя на стенд и слива из картера масла, разборку двигателя выполняйте в следующем порядке.

Отсоедините от дроссельного патрубка 2 (рис. 9-16) шланги 1 и 3 подвода и отвода охлаждающей жидкости, а также шланг вентиляции картера на холостом ходу. Снимите дроссельный патрубок с прокладкой 13, отвернув гайки его крепления к ресиверу 12.

Снимите трубки 9 и 1 (рис. 9-14) подвода и слива топлива, отсоединив их от рампы 10 форсунок, регулятора давления топлива и от кронштейна на ресивере. Снимите вакуумный шланг 6 (рис. 9-17), отсоединив его от патрубков на ресивере 8 и регуляторе 5 давления топлива.

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 4

Рис. 9-17. Снятие элементов системы питания:

1 — впускная труба; 2 — форсунка; 3 — болт; 4 — рампа форсунок; 5 — регулятор давления; 6 — вакуумный шланг; 7 — прокладка; 8 — ресивер.

Снимите ресивер с прокладкой 7, отвернув пять гаек крепления к впускной трубе 1.

Отсоедините от форсунок жгут проводов, снимите рампу 4 форсунок с регулятором 5 давления, отвернув два болта 3 крепления к впускной трубе.

Отвернув гайки и болты крепленая, снимите кронштейны, а затем впускную трубу с экраном.

С левой стороны двигателя снимите модуль зажигания и датчик детонации.

Дальше разборка двигателя производится в обычном порядке, как указано во 2-м разделе данного Руководства.

Сборка двигателя выполняется в порядке, обратном разборке. Перед установкой топливной рампы смажьте моторным маслом уплотнительные кольца форсунок.

Особенности устройства клапанного механизма

Клапаны 2 (рис. 9-18) приводятся в действие кулачками распределительных валов через рычаги 3. Одним концом рычаг давит на клапан, а другим опирается на сферическую головку гидравлической опоры 6. Гидроопоры автоматически устраняют зазор в клапанном механизме, и поэтому при техническом обслуживании автомобиля проверять и регулировать зазор в клапанном механизме, не требуется.

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 5

Рис. 9-18. Механизм привода клапанов:

1 — головка цилиндров; 2 — клапан; 3 — рычаг клапана; 4 — рампа гидравлической опоры толкателя; 5 — распределительный вал; 6 — гидравлическая опора толкателя; 7 — гайка.

Масло из системы смазки по трубке 3 (рис. 9-19) поступает в полость «Е» (рис. 9-20) натяжителя, далее через отверстие «Д» и клапанный узел 2 попадает в рабочую полость «В» и давит на плунжер 5. В корпусе 1 натяжителя имеется отверстие диаметром в 1 мм для стравливания воздуха в полости «Е».

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 6

Рис. 9-19. Элементы механизма натяжения цепи:

1 — цепь; 2 — башмак натяжителя; 3 — трубка подвода масла к натяжителю; 4 — натяжитель цепи; 5 — звездочка распределительного вала; 6 — успокоитель; 7 — звездочка валика привода масляного насоса; 8 — звездочка коленчатого вала.

ВАЗ-21213 Нива Особенности ремонта двигателя автомобиля ВАЗ-21214-10, фото 7

Рис. 9-20. Гидравлический натяжитель цепи:

1 — корпус натяжителя; 2 — клапанный узел; 3 — шарик обратного клапана; 4 — ограничительный штифт; 5 — плунжер натяжителя; 6 — ограничитель объема; 7 — пружина плунжера; В — рабочая полость; С — паз установочный; Д — отверстие; Е — резервная полость.

Диаметральный зазор между корпусом 1 и плунжером 5 должен быть 0,018-0,024 мм и измеряется как разность максимального замеренного диаметра плунжера 5 и минимального замеренного диаметра корпуса 1.

При ремонте корпус натяжителя и плунжер составляют пару, в которой замена одной детали другой после подбора зазора не допускается. Плунжер 5 должен без заедания перемещаться в корпусе 1 на величину хода, равную 16 мм.

При установке на двигатель натяжитель должен быть свободен от масла, штифт 4 не должен выступать из корпуса.

Fuse2Relay.ru - предохранители и реле